Логотип Тагильский Рабочий

У каждого своя «Шинель»

«Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» - эта песня в исполнении хора мужчин и женщин неслась из открытых окон четвертого этажа здания администрации Дзержинского района. Пели артисты Нового молодежного театра, готовясь к репетиции спектакля по мотивам повести Николая Гоголя о чиновниках «Шинель». Этой мелодии нет в постановке классического произведения, но она связана с ним каким-то мистическим образом, передавая ощущение несбыточных надежд на светлое будущее титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Не случайно же ее выбрали для распевки перед репетицией.

Изображение У каждого своя «Шинель» Скачать изображение в формате JPG

В здании Нового молодежного театра с осени прошлого года идет капитальный ремонт. В рамках национального проекта «Культура» оно должно преобразиться и внешне, и внутренне, став местом притяжения не только для жителей Вагонки, но и всего Нижнего Тагила. А пока его сотрудникам выделили помещения в здании администрации Дзержинского района, где и проходят сборы труппы, репетиции спектаклей, распевки и другие необходимые занятия.


Журналистов местных СМИ пригласили на открытую репетицию. Шаг для театра очень рискованный: до премьеры еще три недели, материал, по словам режиссера, пока «сырой», декорации - в работе… Но в этом есть и особый шик – показать, как происходит таинство превращения артистов в персонажей произведения Гоголя, как от реплики режиссера могут мгновенно измениться облик, движения и интонации любого героя.


Конечно, широкая публика увидит другой вариант спектакля, ведь премьера запланирована на 20 июня на сцене Дворца культуры имени И.В. Окунева, а журналисты сидели в репетиционном зале рядом с актерами, на расстоянии буквально нескольких сантиметров. Но именно это может стать «фишкой» «Шинели»: ее можно показывать и на большой сцене, и в камерном зале, когда персонажи Гоголя говорят свои реплики, пристально глядя в глаза зрителя.


Драматург из Перми Илья Губин рассказал, что писал пьесу специально для тагильчан, хотя лично с актерами тогда еще не был знаком. Для создания атмосферы существования маленького человека в большом холодном городе в спектакль включили эпизоды сразу из трех «Петербургских повестей» Гоголя: «Шинель», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».

По задумке автора, одна из основных идей – существование и умирание маленькой человеческой души в большом городе. Для туристов, привыкших к современному парадному Санкт-Петербургу с золотом дворцов и иллюминацией в любое время года, днем и ночью, будет интересно увидеть его глазами людей позапрошлого века - мрачным, злым, ветреным и холодным во всех смыслах этого слова. Кстати, музыку к спектаклю написала композитор из северной столицы Юлия Колченская.


Критики в разные годы называли «Шинель» сентиментальным рассказом о бедствующих чиновниках, оценке бюрократической системы и безразличия к человеку, пародией на романтическую повесть, притчей об истории искушения безгрешного аскета обычной вещью, духовным завещанием Гоголя… А кто не слышал знаменитую фразу: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», которую приписывали и русскому классику Федору Достоевскому, и историку литературы, дипломату, романисту, путешественнику виконту Эжену де Вогюэ? Среди постановок наиболее известными считаются пантомима Марселя Марсо, черно-белый немой советский фильм 1926 года, экранизация Алексея Баталова с Роланом Быковым в главной роли, мультфильм Юрия Норштейна. Адаптировали эту повесть под себя и режиссеры Италии, Великобритании, США.


Что увидят тагильчане? Другой вариант «Шинели». Это будет полуторачасовая пластическая драма о трагедии маленького человека, которого все обижали, и он стал заложником вещи, принесшей ему не счастье, а горе. Пермский режиссер Ирина Ткаченко создает спектакль, сочетая классический текст с музыкой, танцевальными движениями и стоп-кадрами. На премьере обещают «эрмитажность» картинки, когда у зрителей будет возникать ощущение, что перед ними оживают истории из прошлого, как художественные произведения в золоченых рамах. Это заслуга и режиссера, и художника-постановщика Любови Мелехиной из Кудымкара.


По словам актера Сергея Каляева, сыгравшего сразу две роли – чиновника и вора, пластический жанр ему хорошо знаком и он считает такой опыт работы полезным не только в театре, но и в жизни: прожили эмоцию, зафиксировали, обрубили ее, отпустили - и пошли дальше, не зацикливаясь на одном состоянии.


Что почувствуют зрители, увидев Башмачкина в исполнении Евгения Максимова? Задумаются ли над смыслом слов Николая Гоголя: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп…» Узнаем совсем скоро. И, конечно, надеемся на ваши отзывы после премьеры.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы