Логотип Тагильский Рабочий

Ностальгия по СССР. Как создавалась коллекция советской техники Михаила Карпова

Прогуливаясь по поселку, никогда не подумаешь, что в обычном дачном домике на втором этаже находится музей. Михаил Карпов собрал внушительную коллекцию электротехники ХХ века. Радиолы, проигрыватели, дисковый телефон и другие ретро-драгоценности – заветные обитатели многих выставок.

Изображение Ностальгия по СССР. Как создавалась коллекция сове Скачать изображение в формате JPG

Находясь в домашнем музее Михаила Ивановича, невольно становишься частью истории технического прогресса, когда без проигрывателя или радиоприемника не проходил ни один вечер. Звук легендарной песни Hotel California группы Eagles на виниловой пластинке поражает сознание современных молодых людей. Он действительно другой. Характерный треск и скрежет иглы по пластинке - сохранили память музыкальной эпохи.


На банном чердаке, в небольшой комнатке, стоя между первыми фотоаппаратами и довоенным проигрывателем, становишься, пусть и мельком, советским человеком. Внуки коллекционера смотрят с недоумением на сотни экспонатов деда: гитары, телевизоры, калькуляторы, часы, радио и телефоны. Жемчужины частной коллекции нередко просят на выставки, однако обращаются с ними небрежно, а некоторые не возвращали месяцами, рассказывает Михаил Иванович. Однако действующие экспонаты создавались на века, и умелые руки собирателя починят, если нужно.


- Михаил Иванович, с чего все началось?


- При строительстве бани хотел выделить второй этаж под хранение садового инвентаря, поэтому музей - незапланированная идея. На участке лишнего места нет – для метел и лопат сгодится. Как-то среди складских запасов чердака наткнулся на проигрыватель, - вспоминает собеседник. - Думаю, надо включить, вспомню молодость, да и пластинки неподалеку стояли. Вынес на улицу, капнул капельку масла, собрался ставить пластинку, а тут приезжает моя внучка Анфиса. Подходит, говорит: «Деда, привет!» И с недоумением смотрит на черное виниловое нечто в моих руках. Спрашиваю: «Внучка, как думаешь, что это?» Ее ответ ввел меня в ступор: «Старинный компьютерный диск?»


В этот момент ощутил острый разрыв поколений. Я этим пользовался, этим жил, а мои внуки понятия не имеют, что это. Их вины в этом нет ни в коем случае, однако обида за проигрыватель, на несправедливое исчезновение из сознания молодежи осталась. Так и родилась идея собрать всю советскую технику, которой владел в едином месте, привести ее в порядок и выставить на зримом месте. Со временем коллекция стала расти, сейчас у меня несколько сотен экспонатов.


- Сколько людей видели вашу коллекцию?


- Все зависит от сезона. Летом, конечно, чаще, потому что к моим соседям регулярно приезжают дети с внуками. Частенько они собираются по 5-6 человек и просят посетить музей. С удовольствием соглашаюсь. Поскольку у нас ТОС (территориальное общественное самоуправление), то все друг друга знают, молва расходится со скоростью ветра. Пару недель назад приезжали журналисты с телевидения, снимали сюжет, что «усугубляет» ситуацию. Сколько именно людей посещало музей, сказать не могу, но много. Свои (жильцы ТОС) по несколько раз точно были.


- Как вы пополняете коллекцию?


- В основном соседи и знакомые помогают. У многих в саду, в гараже, в доме что-то старенькое валяется. Если они знакомы со мной, то находку несут мне. Скажу больше, мэр нашего города Владислав Юрьевич Пинаев на день рождения подарил советский магнитофон. Иными словами, экспонаты стекаются со всего города и даже оттуда, откуда не ждешь.


- Почему именно советская бытовая техника?


- Мне интересно все, что работает от розетки. Много лет работал преподавателем профильных дисциплин в Нижнетагильском техникуме информационных технологий, сервиса и предпринимательства «Самородок». Занимаясь обучением будущих радиотелемастеров, всегда чувствовал любовь к профессии. Сидеть вечером в мастерской за починкой очередного магнитофона – это мое удовольствие. Много лет советская техника окружала меня со всех сторон, потому неудивительно, что именно она стала объектом коллекционирования.


- С какими трудностями сталкивались при создании коллекции?


- Бывают ситуации, когда для особых целей просят конкретный экспонат и используют его крайне небрежно. Например, накануне Нового года один из детских дворцов создал резиденцию Деда Мороза и попросил печатную машинку, обязуясь вернуть в целости после праздника. И только в марте я сумел забрать ее из-под детского натиска. Конечно, это неприятно, подобные ситуации в моей практике – не редкость, поэтому решил свести к минимуму интегрирование своих экспонатов в частные проекты.


- Каким экспонатом особенно дорожите?


- Особую ценность для меня несут два аппарата. Во-первых, приемник Grundig, приехавший ко мне из Санкт-Петербурга. В фильме «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц пользовался именно таким радиоприемником, принимая шифровки из центра. Пользоваться им сегодня невозможно. Аппарат не сломан, просто радиоволны, на которые он ориентирован, отсутствуют. Во-вторых, английский музыкальный проигрыватель 1937 года выпуска. Он привезен советскими солдатами в качестве трофея с Великой Отечественной войны. Подарил мой выпускник, чей дед его хранил.


- Каким вы видите будущее своей коллекции? Планируете продать или подарить?


- Сложный вопрос. Однозначно могу сказать, что о продаже коллекции не может быть речи. Она создавалась для души, для меня, для моих детей и внуков. Расставаться с ней не планирую. А вот пополнять точно буду.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы