Логотип Тагильский Рабочий

Судьба просрочки

Покупатели интересуются: «Что магазины делают с просрочкой?» В торговых сетях любой пищевой продукт проходит свой жизненный путь. Раздать просящим, подарить, продать по уценке не получится, поскольку федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. диктует свои правила игры: снять, утилизировать, уничтожить.

Изображение Судьба просрочки Скачать изображение в формате JPG

Шаг 1. Изъятие из обращения


Каждый сотрудник розницы подтвердит, что просрочка есть везде. И чем масштабнее магазин, тем ее больше. В самой обычной торговой точке насчитывается от двух до десяти тысяч наименований, годность которых контролируют двое-трое продавцов.


Розничные сети применяют самые разные методики контроля сроков годности: мобильные и компьютерные приложения, ежедневную проверку каждого товара в зале, составление хронологических списков. Продавцы крупных супермаркетов используют мобильные приложения. Вносят срок товара из новой поставки в систему и в день «X» проверяют его. Особенно это актуально для товаров-долгожителей: круп, заморозки, консервов, бакалеи, алкоголя, соков и воды. Принцип един – «мертвый» продукт должен быть снят с продажи.


- Снимать просрочку – самая раздражающая часть работы. Проверить полный объем товара практически невозможно. Он то на кассе, то на брендированных стойках, то сменщик непонятно куда его выставил и тебе не сказал. В общем, сложно. Особенно возмущает некомпетентность некоторых коллег. Работа в ретейле устроена по принципу конвейера: сегодня один, через месяц - другой. Если человек планирует поработать несколько месяцев, то никакой проверки и внесения сроков в базу можно не ждать, - сообщил Юрий Котов, бывший продавец торгового зала одной из сетей.


Продукция постоянно перемещается по территории супермаркета, и это основная причина нахождения товаров с истекшим сроком годности в торговом зале. Дело в том, что новые схемы расстановки продукции на полке могут внедрять несколько раз в месяц. Сотрудники, работающие посменно, не в состоянии уследить за движением продукции и, как следствие, за сроками годности. Товар один, а мест его продажи в магазине может быть несколько: товарная полка, холодильники, брендированные стойки, акционные торцы и корзины.


Масло в огонь подливают мерчандайзеры – специалисты по продвижению продукции в розничной торговле. В разгар рабочего дня прибегает непонятный человек без документов, снимает выставленный товар, нарушая тем самым правила ротации, и перемещает его, не сообщая сотруднику отдела. Сделав отчетное фото, пропадает на недели. Конечно, есть и честные профессионалы, но это - исключение.


Однако ответственности с продавцов никто не снимает. Сотрудник обязан выделить время в течение смены, как правило, вечером, для изъятия завтрашней просроченной продукции из закрепленного за ним отдела. Если покупатель приобрел просроченный товар – это повод применить к продавцу и магазину нормы статьи 14.4 КоАП РФ: штраф для физического лица от одной до двух тысяч рублей, а для юридических лиц - от 20 до 30 тысяч.


Под особым контролем находятся скоропортящиеся и чувствительные к условиям хранения товары – их первыми изымают из обращения. Как правило, это свежая, без какой-либо обработки продукция. У нее срок годности несколько дней, но нормы хранения часто не соблюдаются, и такие продукты могут испортиться до окончания срока годности. Покупателю лучше доверять собственным ощущениям при покупке, оценивать внешний вид и запах продуктов.


Шаг 2. Списание и утилизация


Продукция с истекшим сроком годности списывается и вывозится работниками фирм по утилизации пищевых отходов. Утилизация происходит поэтапно согласно нормам законодательства: сортировка, сбор, транспортировка, хранение и уничтожение.


Ежедневно торговые сети утилизируют тонны просроченных продуктов. По оценкам Ассоциации компаний розничной торговли, на долю пищевых отходов приходится до 7% от общего объема закупленных товаров. Благотворительные организации просят у розничных сетей отдавать продукцию с истекшим сроком годности нуждающимся. Однако федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» гласит однозначно: «Некачественные и (или) опасные продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из обращения с последующей утилизацией или уничтожением».


- Если магазин утилизирует продукт, то он имеет право на возврат НДС, а отдать его нуждающимся - значит это право потерять. Другими словами, выкинуть годный к употреблению, но с истекшим сроком годности товар - выгоднее, чем отдать его бесплатно, - сообщил Тихон Смирнов, эксперт в сфере ретейла.


Шаг 3. Уничтожение просрочки


В отрасли переработки уверяют, что существует несколько способов утилизации: свалка, компостирование (медленный процесс разложения отходов с последующим образованием биоудобрения, которые можно применять для облагораживания сельскохозяйственных культур) и термообработка (сжигание). На практике же, в России нет специальных утилизационных предприятий для продовольственных товаров, поэтому просрочку отправляют на свалки.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы