Логотип Тагильский Рабочий

Две иконы из разрушенного собора вернулись в Нижний Тагил после реставрации

«Святой» и «Снятие с креста» - эти два произведения искусства вернулись в Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» после реставрации из Костромского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Почему специалисты стараются не называть их картинами? Потому что, по сути, это иконы, переданные в фонды музея в 1920-х годах из Входо-Иерусалимского собора. Авторы произведений XVIII и XIX веков неизвестны.

Изображение Две иконы из разрушенного собора вернулись в Нижни Скачать изображение в формате JPG

Обычному человеку, не искусствоведу и не музейщику, сложно понять, что иконы могут быть и такими – написанными не на деревянных досках специальными красками, а маслом на холсте. «Святой» создан неизвестным художником в XVIII веке, «Снятие с креста» - упрощенная вольная копия одноименной картины Питера Пауля Рубенса, написанная ориентировочно в XIX веке. Их история вполне типична для первых лет становления государства рабочих и крестьян.


Один из красивейших соборов заводского поселка Демидовых в ставшем советским городом Нижнем Тагиле новой власти был не нужен. Его закрыли. Повезло, что полностью не разграбили и сразу же не разрушили, а попытались превратить в учреждение культуры и даже дали возможность поработать здесь сотрудникам Нижнетагильского окружного краеведческого музея. Признав собор «орудием религиозного дурмана», на его территории проводили антирелигиозные выставки, устроили музей атеизма, показывали работы тагильских художников и фотографов.


Директором краеведческого музея в то время был Александр Словцов. Он родился в семье священника, окончил физико-математический факультет Петербургского университета, стал одним из организаторов Тагильского общества изучения местного края, выявлял и собирал разрозненные экспонаты горнозаводского «музеума», вел борьбу за сохранение архитектурных памятников и предметов религиозного культа, понимая их культурную и художественную ценность. За это в итоге и пострадал: был арестован, осужден, сослан, умер в исправительно-трудовом лагере. Получили сроки и другие сотрудники музея, сохранявшие историческое богатство для потомков.


Входо-Иерусалимский собор, построенный в XVIII веке, в 1930-х годах все-таки уничтожили, хотя он являлся частью
ансамбля предзаводской площади и служил архитектурной доминантой местности. Его красоту и богатое убранство с сосудами из чистого золота, бриллиантами, изумрудами и рубинами, дорогими иконами, итальянскими картинами описывали многие путешественники. Позже на его месте построили техникум советской торговли, пытаясь стереть любые воспоминания о соборе. Но благодаря Александру Словцову и его коллегам удалось сохранить для истории часть экспонатов, в том числе и эти два художественных произведения.


Как рассказала журналистам главный хранитель музея-заповедника Елена Сметанина, оба полотна достаточно сильно пострадали еще во время нахождения в храме: постоянная смена влажности, перепады летних и зимних температур, сажа и копоть от свечей и печного отопления… Из-за плохой сохранности и религиозного смысла изображения в выставках в советское время они не участвовали. Были утрачены части красочного слоя, на портрете святого практически стерлись глаза, а у одного из персонажей сюжета «Снятие с креста» и вовсе вместо лица оказалось пустое пятно. И, конечно, оба произведения нуждались в сложной профессиональной и дорогостоящей реставрации.


Их восстановление началось в 2021 году. Студенты Московского государственного академического художественного института имени Сурикова при Российской академии художеств проходили практику на базе Нижнетагильского м.узея-заповедника и занялись реставрацией семи полотен. На четырех небольших сделали всю запланированную работу полностью, а для трех более крупных, среди которых были «Святой» и «Снятие с креста», они выполнили только первый технический этап.


В прошлом году произведения искусства отправили в Костромской филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, и за них взялась опытный реставратор Марина Кулькова. За несколько месяцев ей пришлось проделать огромную работу: очистить поверхностные загрязнения, удалить пожелтевший состарившийся лак, провести тонирование утрат красочного слоя, восстановить по своей авторской методике утраченные фрагменты изображения… Труд очень сложный и ответственный.


Теперь у двух музейных экспонатов есть свои «Реставрационные паспорта художественного произведения», где указаны название, размеры, материалы, техника выполнения, инвентарный номер и все подробности преображения старого полотна. Перелистывая его страницы, видишь, как шаг за шагом, миллиметр за миллиметром изменялось изображение, исчезали разрывы и трещины, становились ярче краски, оживали лица персонажей…


Для обновленных произведений искусства в музее сделали рамы, и со временем отреставрированные картины-иконы можно будет увидеть на одной из выставок. На какой именно? Это сейчас обсуждается. А пока на сайте учреждения культуры все желающие могут изучить их историю и посмотреть, как они выглядели после многих лет забвения в советские годы и как преобразились сейчас. Кстати, в следующем году музейщики планируют отправить на реставрацию еще одно большое полотно из своих фондов.


Сегодня заповедник «Горнозаводской Урал» - это 24 объекта культурного наследия, более 450 тысяч музейных предметов. Только в разделе «Изобразительные материалы» находится около восьми тысяч единиц хранения в коллекциях «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Иконы», «Металлопластика», «Декоративно-прикладное искусство»… И каждая картина, каждая вещь заслуживает внимания и рассказа о ней. Так что приходите в музей, знакомьтесь с его виртуальными проектами на сайте, и узнаете много нового и интересного о родном Нижнем Тагиле.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы