Логотип Тагильский Рабочий

Разучились писать без ошибок?

Исследовательский холдинг узнал у россиян, изменился ли, по их мнению, уровень грамотности населения за последние 20 лет. Большинство из 1500 опрошенных старше 18 лет выразили уверенность в том, что сильно упал: с данным утверждением согласились 44% респондентов. Более оптимистичными оказались еще 27%, они считают, что уровень грамотности снизился незначительно.

Изображение Разучились писать без ошибок? Скачать изображение в формате JPG

Мы поинтересовались мнением тагильчан по этому поводу. Замечают ли они какие-то изменения и в чем их причина? Грамотность падает или впечатление обманчиво?

Ксения БАДАНИНА, заведующая отделом «Региональное искусство Урала» Нижнетагильского музея изобразительных искусств:

- О снижении грамотности трудно судить, не опираясь на результаты тестов, диктантов, олимпиад, общую статистику. Еще важно знать, какой именно отрезок времени сравниваем с настоящим. Например, я не вижу снижения грамотности по сравнению со временем моего детства, годами учебы. Возможно, не обладаю достаточными данными, чтобы точно говорить.

Ошибки замечаю, стараюсь их корректно исправлять и у себя, и у других. Бережное отношение к языку, использование его возможностей, богатства, соблюдение правил - важные вещи для меня. Но в то же время понимаю, что язык - это подвижный, живой организм. Изменение и расшатывание норм, особенно в произношении, - это естественный процесс. Да и сам по себе русский язык - непростой, трудно в совершенстве им овладеть. Поэтому ни в коем случае не критикую никого за ошибки, не указываю на них. Только могу помочь с корректировкой текста, если это нужно и меня об этом просят.

Русский язык очень восприимчив к словам из других языков, заимствования в нем были всегда и будут. Плюс склонность носителей русского языка к словотворчеству тоже никто не отменял. Поэтому к новым словам, прежде всего, отношусь с большим интересом. Мне любопытно, как они появились, что означают, какие социальные процессы отражают их появление. Конечно, хочется, чтобы новые слова обогащали русский язык, а не обедняли его. Сама не очень люблю короткие фразы и усеченные слова. Но понимаю, почему они появляются и становятся распространенными. Но русский язык - это богатая, интересная и сложная система, поэтому уверена, что он выдержит любые социальные катаклизмы и останется таким же красивым.

Валентина РАКИТИНА, пенсионерка, в прошлом – воспитатель:

- Считаю, безграмотных стало вокруг много. Идешь по улице, прямо уши режет от бесконечных «лОжить», «здеся», «евошный», «случилося»… Причем говорят люди разного возраста – от подростков до пенсионеров. Мне кажется, раньше такого не было.

По телевизору и радио тоже часто слышу ошибки, даже у дикторов и ведущих программ. Бывает, употребляют слова, значения которых не понимают, или коверкают устойчивые выражения.К примеру, одна дама сказала «скелет Полишинеля» - вместо секрет.

Сейчас известные люди свою безграмотность порой маскируют под словотворчество. Недавно олимпийская чемпионка по фигурному катанию придумала наречие безызбежно. Ошиблась, бывает. Но зачем выпускать футболки с этим словом? Чтобы многочисленные поклонники думали, что нормально так говорить? И ведь она не одна такая, к сожалению. Думаю, публичным людям все-таки стоит следить за речью, на них смотрят миллионы. Не надо специально нести безграмотность в массы.

Мало читают книг – в этом, на мой взгляд, вся проблема. В основном, смотрят видео или читают соцсети, где у многих авторов проблема с грамотностью.

Андрей РАКОВ, сотрудник ЕВРАЗ НТМК:

- Я был в шоке, когда сестра рассказала, что племяннику в начальной школе учитель исправляет правильное написание слова на неправильное. И в классном чате пишет с ошибками. Чего ждать от детей впоследствии, какой грамотности?!
Часто говорят, что русский язык сложный, поэтому многие делают ошибки. На мой взгляд, это просто отговорки. Всегда привожу конкретный пример: переехала в наш дом семья из Таджикистана, мальчишка 12-летний едва говорил по-русски, понимал более-менее. После четырех лет упорных занятий с учителем в школе и самостоятельно он успешно сдал ОГЭ и перешел в десятый класс. Планирует получать высшее образование. Практически с нуля выучил язык! А родившимся в России должно быть стыдно, если в пяти словах три ошибки делают.

Павел ПЕТРЕНКО, студент УрФУ:

- Просто сейчас все на виду, много пишут в соцсетях. А раньше о том, что ты неграмотный, знали только учитель, одноклассники и семья.

Среди моих родственников нет тех, кто может написать текст без ошибок. Все технари, инженеры, с «тройкой» по русскому языку в школе. Я этим, конечно, не горжусь, но и не переживаю особо: родители и бабушки-дедушки с высшим образованием, хорошие специалисты в своих сферах. В соцсетях не сидят, поэтому никто и не догадывается, что у них проблема с правописанием.

Елена МАТВЕЕВА, продавец-консультант:

- Ситуация с грамотностью у нас катастрофическая. Мне ежедневно приходится общаться со многими людьми, поэтому и делаю такие выводы. С молодыми все понятно, они привыкли к общению в социальных сетях, сокращают и коверкают слова, не осознавая, что есть ситуации, когда шаблоны неуместны, а вместо «ок» нужно сказать «хорошо» или «я вас понял». Странно, что и люди среднего, старшего возраста, получившие образование в советской школе, перестают обращать внимание на свою речь. И дело тут не только в ударениях, с этим совсем беда. Почему у нас массово говорят «оплотит»? Неужели не приходит в голову, что проверочное слова «плата», а не «плот»! Часто приходится слышать, когда человек каждую фразу начинает со слов: «Короче», «Ну, значит, это самое», «Я такая говорю»…

Классический пример – всеобщее «я извиняюсь» вместо «извините меня», а смысл-то меняется.

Но говорить о грамотности только относительно русского языка, считаю, неправильно. Нужно развивать и грамотность в общении с окружающими, вежливость. В магазине, в транспорте, в других общественных местах все реже звучат обращения: «Подскажите, пожалуйста», «Мне сложно разобраться, помогите мне, пожалуйста», «Молодой человек, уступите, пожалуйста, место пожилому человеку, ему тяжело стоять»… Вместо этого: «Женщина, этот товар сколько стоит?», «Опять молодежь все места заняла, а пожилые стоять должны!» В итоге негативная реакция с обеих сторон.

Мария Ивановна, педагог с 25-летним стажем:

- В школьной жизни много интересных историй. Например, провожу родительское собрание и прошу обратить особое внимание на почерк детей, потому что иногда их работы прочитать невозможно. В ответ слышу: «А зачем им это нужно? Это в жизни не пригодится. Сейчас все на компьютере можно набрать, он и ошибки подчеркнет».

Было и такое. Дала ученикам задание подготовить рассказ о том, как они проводят свое свободное время дома после школы. Кто-то сказал, что нет свободного времени, потому что его занимают многочисленные домашние задания и занятия в секциях. Многие ограничились парой предложений о том, как сидят за компьютером, гуляют с собакой или нянчатся с младшими. И никто не упомянул про общение с родителями и чтение книг.

Еще один грустный пример. Приходят дети на урок, вижу, что они какие-то злые. Начинаем разбираться. Оказывается, почти у всех «двойки» за письменный перевод текста с английского языка на русский. Беру тетрадь у одного ученика, другого, третьего, и понимаю, что они не знают не только иностранный язык, но и родной – ошибки чуть ли не в каждом слове. Можно было смело ставить сразу по две двойки за оба предмета.

По-моему, сегодня парадокс в том, что дети, вроде бы, в целом становятся умнее, но при этом могут не знать элементарных вещей, не уметь общаться. На «отлично» сдают зачеты по «Финансовой грамотности», удивляя педагога знаниями о кредитных картах и бизнес-проектах, но не могут написать без ошибок самые простые слова.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы