Логотип Тагильский Рабочий

Вспоминая перегоны

– Когда я был пятиклассником, младшего брата родители прокатили на электровозе. Обещали и мне, но в следующий раз. Тогда твердо решил: меня катать не надо, сам буду водить поезда, – говорит Павел Щипакин, преподаватель спецдисциплин в Нижнетагильском железнодорожном техникуме. Он и Андрей Голованов, мастер производственного обучения, посвятили полжизни железной дороге, а выйдя на пенсию, открыли в себе талант к преподаванию.

Изображение Вспоминая перегоны Скачать изображение в формате JPG

Павел Щипакин

– … И вот, в 1975 году, окончив 10 классов, начал исполнять свою мечту, – продолжает Павел Николаевич. – Сразу пошел на Смычку слесарем. Потом – армия. Вернулся, хотел продолжить работу. Подал заявление, а начальник депо поверх слова «слесарь» написал «помощник машиниста» – так я им и стал. Часто спрашивали знакомые: «Куда ездишь? В Ригу? Духи привези!» Но в то время было такое интенсивное движение, что 140 километров не мог проехать за 12 часов, поэтому депо обслуживало ограниченное число маршрутов. Ездили в Серов, Егоршино, Качканар, Екатеринбург – не дальше. Духи бы не привез.

Параллельно с работой Павел Щипакин заочно учился в Свердловском техникуме железнодорожного транспорта. Окончил учебу и через год получил права на управление электровозом – с полюбившейся должностью помощника машиниста в пассажирском поезде пришло время расстаться. Сложностей в работе машиниста немало. Нехватка квалифицированных специалистов приводила к тому, что ухода за локомотивом практически не было. Отсюда – проблемы с тормозной системой.

– Грузовой может не простить ошибки в управлении, в этом его основное отличие от пассажирского поезда. Но в обоих случаях приезжаешь в конечный пункт с чувством, что вел состав на себе – тяжелая работа. Сначала скучал по своей прежней должности, а потом… мне так понравилось водить грузовые поезда! Работал долго и счастливо, – рассказывает Павел Щипакин. – Лучшее для машиниста – спокойно доехать, без чрезвычайных ситуаций, адреналина. Но, если что-то и случается с машиной – едешь на свой страх и риск – и, доехав, думаешь: мы смогли это сделать! Гордишься.

Грустное чаще случается и запоминается, смешного меньше, но, может, Андрей Николаевич вспомнит?

Андрей Голованов

– Да, всякое бывало... Вспоминаю себя в детстве: о железной дороге не мечтал, да и не знал о ней практически ничего, не играл в паровозики, а вот автомобили! Автомобили были моей мечтой, – делится воспоминаниями Андрей Николаевич. – Хотелось стать испытателем машин или, может, дальнобойщиком.

После школы он поступил в горно-металлургический техникум на электрика. На втором году учебы забрали в армию. Отслужив, восстановился на заочном отделении и пошел работать на металлургический комбинат в кислородный цех.

– Получив диплом, приехал к родителям сад, а их сосед – бывший машинист-инструктор локомотивных бригад. Он давно меня приметил - говорит, пошли работать, тебе понравится. Так оно и получилось.
Андрей Николаевич работал тики – уровень подготовки у всех разный. Работать легче, когда ребята сами в этом заинтересованы, когда горят нашим делом. Стараемся вырастить из них профессионалов. И это получается – не раз наши ребята занимали призовые места на WorldSkills.

– У них педагогический дар, природой заложено умение донести информацию грамотно, так, чтобы знания обязательно приносили плоды, не забывались, – говорит о своих коллегах старший мастер НТЖТ Евгений Татауров. – Найти подход, объяснить и научить – настоящий талант.слесарем, прошел курсы помощника машиниста после выучился на машиниста, и следующие двадцать с лишним лет водил электропоезда. Понял, что это увлекательная профессия, но в то же время - очень требовательная, мыслями постоянно в работе.

– Работали без графика, все время на телефоне. Звонок – надо быть завтра в такой-то точке – значит, выезжаем, – рассказывает он. – На рельсовых автобусах и дизель-поездах перевозил руководство Свердловской железной дороги для осмотра структурных подразделений. Ездил на дальние расстояния: за Полярный круг, северные широты… Крайняя точка маршрута – Пангоды, находящаяся на 501-й сталинской дороге – там в июле лежит снег. Иной раз глаза закрываю и вижу те перегоны, хотя уже седьмой год на пенсии. Профессия затягивает. Действительно ведь дальнобойщиком стал, как и хотел.

Преподаватели

В 1998 году машиниста со средним специальным образованием Павла Щипакина перевели в руководство депо. Инженер по безопасности движения, машинист-инструктор, машинист-инспектор… Так прошло 15 лет. А потом позвали учить ребят в техникум – Павел Николаевич согласился.

– Педагогом быть сложно, – отмечает он. – Иногда нам со студентами приходится вспоминать азы физики и математики – уровень подготовки у всех разный. Работать легче, когда ребята сами в этом заинтересованы, когда горят нашим делом. Стараемся вырастить из них профессионалов. И это получается – не раз наши ребята занимали призовые места на WorldSkills.

– У них педагогический дар, природой заложено умение донести информацию грамотно, так, чтобы знания обязательно приносили плоды, не забывались, – говорит о своих коллегах старший мастер НТЖТ Евгений Татауров. – Найти подход, объяснить и научить – настоящий талант.

Первый год совмещал преподавание и основную профессию, параллельно получил педагогическое образование в Нижнетагильском пединституте. Потом вышел на пенсию и теперь - здесь, среди студентов.

Понравилось, да и что делать дома? – замечает Андрей Николаевич. – Я нахожу контакт с людьми очень быстро, студенты исключением не стали. Они, словно губка, все впитывают. Специальность сложная, бывает, чего-то не понимают. Но справляемся, и результат нашего совместного труда виден.

Электрические схемы и огород

– Сейчас веду сборку электрических схем. Так увлекся, что и дома стал этим заниматься, учить внуков. Всегда нахожу занятие и себе, и детям. Без дела не сижу, хотя, бывает, скучаю по железной дороге. Ребята звонят, рассказывают, что собираются на Север, в Приобье. Прошу взять меня с собой – пусть у речки высадят, порыбачу, а на обратном пути заберут. Шучу, конечно, – смеется Андрей Николаевич.

– Всегда любил путешествовать – но только не на поезде! – говорит Павел Николаевич. – Если я не в кабине машиниста, то чувствую себя бездельником – это раздражает. До пенсии работа была на первом месте.

А сейчас, представьте, стал заниматься огородом. Задался вопросом: как получить большой урожай на небольшом участке земли? Проводил эксперименты, следуя советам из интернета, и пришел к простому, но важному выводу: любая работа должна быть в удовольствие.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы