В апреле этого года Вячеслава не стало. С его ближайшими сподвижниками мы встретились накануне Дня ветерана боевых действий. Это добровольцы Александр Недугов и Сергей Матвеев, волонтер общественной организации «Искра жизни» Марина Перезолова.
Саша «Сок»
Участие в боевых действиях для этих парней началось не в 2022 году, а в 2014-м. В ту пору, когда большинство из нас не вникало в происходящее. Тогда же в России заработали волонтерские группы, собиравшие гуманитарку на Украину, но и они действовали почти секретно.
– Официально ребята были никто, просто наемники, – объясняет Александр. Для своих – Саша, «Анисок» или сокращенно «Сок». – Я был штурмовиком в ЧВК в 2023-м, зарплату семье переводили исправно. За погибших компания давала два миллиона. А раненым, увечным вагнерам до апреля этого года льгот и статусов не полагалось, только на общих гражданских основаниях. Представляете, парнишка 19-летний вернулся с ранениями, а ему только пенсия положена восемь тысяч. Да и сейчас боевые заслуги подтвердить можно только через командиров, с кем воевал. Это если живы, если отыщешь.
В 2024-м заключил контракт с «Ахматом» – наш батальон «Север» работал рядом с курско-белгородской границей. Только после этого я – в статусе ветерана, с правом на льготную реабилитацию, а также компенсаций по коммуналке. Но не все добровольцы могли последовать моему примеру по разным причинам. Славу, например, на СВО уже не допустили по состоянию здоровья.
У Александра за полтора года на СВО кроме ранения в ногу три контузии, в результате которых 50-летнему мужчине пришлось заново учиться говорить и писать.
– Со Славой мы познакомились в 2017 году, потом оба воевали, потерялись, а в 2023-м снова встретились, подружились. Мы ровесники – с 1974-го. У друга судьба непростая – чтобы стать добровольцем, приехал на Урал из Казахстана. Обратной дороги не было – там Славе, как и гражданам других бывших советских республик, за участие в военных действиях грозил большой тюремный срок. Он любил людей, и нас настраивал на добро – часто мирил между собой. Ребят, которые далеко не ангелы, всегда прощал.
Марина, главная связная
Вячеслав Алексеенко отправился на Луганщину добровольцем в 2015-м, став штурмовиком батальона «Призрак». Участвовал в боях за Дебальцево, был ранен. В 2018-м вновь вернулся в «призраки», получил второе ранение.
– Тогда он потерял очень близкого друга из Челябинска, – вспоминает Марина. - Вместе с боевыми товарищами и его мамой они очень долго возвращали его тело домой.
Мы познакомились в соцсетях в 2018 году, он не стеснялся сам писать людям, в которых видел единомышленников. Слава одним из первых понял, как важно СВОим сплотиться. Возил гуманитарку на передовую и по госпиталям.Смог объединять в чате ветеранов из разных уголков Урала и Малороссии. Как-то при доставке одного из наших первых гуманитарных караванов в дороге сломалась машина. Звонят «Тагилу» - Слава быстро находит ребят в Луганске: те едут, выручают, ремонтируют.
Постепенно «Тагил» загорелся идеей создания не просто группы, а организации.
Хотя сотрудничал со всеми – «Искрой жизни», «Скорпионом», «Русской общиной», «Северным человеком». Но и без официального статуса ребята сделали немало.
- Во-первых, поддерживали морально и материально пацанов, кто без ног, без рук, ослепших,– рассказала Марина. - Есть бойцы с тяжелой судьбой, и остались бы они с ней один на один, если б не новые друзья. Слава кого-то прямо в госпитале встретил, сразу взял под опеку. Кому-топомог с документами, кому-то - добраться до воинской части после тяжелого ранения. Кому-то нашел юриста, который сейчас пытается выбить эти злосчастные три миллиона, страховку и прочее. К сожалению, дистанционно не решаются эти вопросы.
На Новый год Славина гвардия не забывает о семьях погибших и тех, кто на фронте. Женщинам дарят цветы на 8 Марта и день рождения, кому-то помогают вскопать огород,убрать урожай, почистить снег.В 2025 году начали встречаться со школьниками, рассказывать о войне.
Вторая важная миссия, которую группа Славы взяла на себя – память.
– Большое их достижение – награды,– считает Марина. - Ведь бывает как: погиб парень, а никакой медали даже нет. Стали готовить медали и вручать родным.
Пропавших без вести разыскивали - Слава находил все возможные зацепки, контакты, обзванивал, списывался. Так обнаружили троих, которых никто уже больше не искал.
В 2023-м стали устанавливать флаги на могилах воинов. Флагштоки, полотна закупали на свои средства – сбрасывались. Когда пришел новый военком и поддержал добровольцев, ребята взяли на себя прощальную церемонию нааллее Героев – караул, сворачивание флага.
– В апреле, когда хоронили Славу, в почетном карауле стояло человек 70, – заметил Александр. – Почти все, кто с ним непосредственноработал.
Сергей «Север»
– Слава просил не оставлять наших инвалидов – «Топорика», Сергея «Тагила», Стаса, которым нужны наша помощь и поддержка, – продолжает Сергей Матвеев. Он – рабочий УВЗ, участник СВО (отряд «Барс»), всего неделю, как вернулся с передовой.
– В 2022-2023-м были на Луганском направлении, в минометном подразделении, сейчас работал на Харьковском, в штурмовом. Старший сын в спецназе, тоже был на СВО. Госнаград у меня нет, только войсковые медали, да и это не главное. Главное – совесть чиста, долг свой выполнил. А деньги заработаем. Здоровья пока хватает, – уверяет 59-летний ветеран и пояснят, что не пьет давно, а курить бросить «помогла война». – В 2022-м прижали нас к земле хорошо… Уходить надо было быстро, а мне дыхалки не хватило.
Тяжко дается возвращение к мирной жизни. Пока наполовину там нахожусь. Невмоготу общаться с родными, они переживают и не понимают, почему я «второй раз пошел испытывать судьбу». С Сашей, с ребятами мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Со Славой познакомились в 2023-м, сразу увидел в нем единомышленника. Он отличный был друг, и характером обладал незаурядным – энергичный, честный, упорный.
Чувствуется, что без вожака друзья будто осиротели. Но дело Славы продолжать хотят. В память о нем. И потому, что это дело чести.