Ученик мечты
Утро у них тоже начинается одинаково - еще просыпаясь по дороге в школу, вспоминают: все ли взяли с собой, тетради, материалы к урокам?
– Хочется быть примером для ребят, справедливым, внимательным учителем, – считает Даниил. Он работает чуть больше полугода, уже успел привыкнуть к распорядку дня, познакомился с педсоставом, узнал школу поближе.
Илья работает чуть дольше, за это время у него уже появились любимые ученики. Например, восьмиклассник Семен часто рассказывает молодому учителю информатики о своих успехах в программировании и компьютерном дизайне.
– Он молодец, на самом деле вижу значительный прогресс. Такие дети пробуждают желание самому становиться лучше, во многом – именно для них. Когда оба, педагог и ученик, стремятся к общению, обмену знаниями и развитию, обучение максимально эффективно, – отмечает Илья Балбышев. – За такой недолгий пока еще срок работы, я понял, что многие проблемы школьников – от того, что они боятся сделать что-то не так, ошибиться. Задавать вопросы и отвечать на них, даже если он что-то не понял и ответил неправильно – вот ученик мечты.
Первый год
– Но идеальных не бывает, – отвечает Даниил. – Все мы боимся показаться странными, какими-то не такими. Я переживал перед самым первым своим уроком. Боялся, что скажу что-нибудь не так, недодам материал…
Теперь эти страхи ушли, ведь он занимается любимым делом и видит, что все получится, если захотеть. Даниил Гриньков вспоминает, как учителя отмечали его склонность к истории и обществознанию, и были правы. Сдав единый государственный экзамен по любимым предметам, приехал учиться в Нижнетагильский педагогический институт из Ивделя. После окончания учебы начал искать работу.
– Обзванивал тагильские школы, директор 90-й Наталья Геннадьевна Манишина ответила, что учителя моего профиля нужны, – говорит он. – Так тут и оказался. Хочу поблагодарить директора и весь педсостав за то, что помогли влиться в коллектив и в работу. Я знал, чего ждать, и всегда понимал: учителем быть непросто. Но справляюсь, уже нашел подход к каждому классу: с кем-то лучше помягче, а где-то нужен и авторитарный стиль ведения урока: все дети разные.
Ответственность
Илья Балбышев учился в школе №69, где завучем была его тетя, так что уже тогда он знал, что значит быть педагогом.
– С меня, конечно, всегда было больше спроса, – вспоминает он. – И я старался быть прилежным учеником, правда, после девятого класса стал больше налегать на точные науки: гуманитарий из меня не вышел. Сейчас понимаю своих педагогов. Учитель несет огромную ответственность за детей и свое дело. Стараюсь быть тем, к кому на уроки идут с радостью и искренним интересом. Стимулом учиться должны быть не экзамены, а знания. Нужно заинтересовать, как тот или иной навык может пригодиться на практике.
– У Ильи более практико-ориентированный предмет, нежели у меня, – добавляет учитель истории и обществознания. – Знания о том, как переустановить операционную систему, требуются в повседневной жизни чаще, чем то, как устроено общество, хотя, безусловно, и это нужно знать.
Улыбки детей
Илья и Даниил сами относительно недавно окончили школу. Говорят, что сегодня за партами сидят точно такие же ребята, как они пять лет назад – ничего не изменилось. Молодые учителя нужны всем школам, убеждены они. Таким педагогам проще найти с подростками общий язык: ученики видят в них наставника и товарища, который поможет и советом, и делом.
– К сожалению, многие не идут в профессию после окончания высшего учебного заведения. Останавливает, конечно, зарплата, – убежден Даниил. – Нагрузки достаточно, а денег – нет. Одногруппник рассказывал, что его учительская зарплата составляет 30 тысяч рублей, почти половина которой уходит на аренду квартиры.
– Нужно очень гореть своим делом, чтобы после института сразу пойти работать в школу, – соглашается Илья. – Но если рискнуть, то будешь вознагражден, как минимум, улыбками детей.