Отвечает старший помощник прокурора Дзержинского района Илья ЦАЙГЕР:
- Квалификацию деяния при хищении денежных средств с банковских карт закон разграничивает по способу завладения ими. В Уголовный кодекс внесены изменения, направленные на усиление ответственности.
Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» часть 3 статьи 158 УК РФ дополнена пунктом «г», предусматривающим более строгую ответственность за тайное хищение, совершенное с банковского счета и в отношении электронных денежных средств, а также введена статья 159.3 УК РФ, выделившая мошенничество с использованием электронных средств платежа в отдельный состав преступления.
Согласно постановлению пленума Верховного суда от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», хищение денежных средств путем использования заранее похищенной или поддельной платежной карты следует квалифицировать как кражу, если выдача наличных произведена посредством банкомата.
Аналогично расцениваются и действия лица, похитившего безналичные денежные средства, воспользовавшись необходимой для доступа к ним конфиденциальной информацией, в том числе переданной самим держателем платежной карты.
К примеру, уголовной ответственности за кражу подлежат снявшие наличные с чужой банковской карты без разрешения ее владельца посредством использования банкоматов или терминалов самообслуживания. Таким же образом квалифицируются действия при переводе денежных средств на счет обвиняемого с использованием сервисов «Сбербанк онлайн», «Личный кабинет», «Мобильный банк», когда незаконному перечислению предшествует завладение телефоном потерпевшего.
В этом случае осужденному может быть назначено наказание в виде штрафа, принудительных работ либо лишения свободы.
Для квалификации по пункту «г» части 3 статьи 158 УК РФ необходимо, чтобы действия виновного были тайными, то есть в отсутствие собственника, иных лиц, либо незаметно для них. В частности, преступник может расплатиться картой в магазине, выдавая себя за ее владельца.
Если виновный открыто похищает банковскую карточку, знает или при помощи применения насилия к потерпевшему узнает ПИН-код, такие действия, несмотря на последующее снятие наличных посредством банкомата в отсутствие потерпевшего, надлежит квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств как грабеж или разбой.