Логотип Тагильский Рабочий

Прожить жизнь героя. От первого лица

В новом проекте «Тагильского рабочего», посвященного школе, насущным вопросам образования, проблемам и пожеланиям, будут говорить от первого лица учителя, родители и ученики. Предлагаем и нашим читателям делиться тем, что волнует.

Изображение Прожить жизнь героя. От первого лица Скачать изображение в формате JPG

Вспомните свои школьные годы. Кабинет литературы со стенами в портретах писателей, учителя, который, может быть, влюбил вас в свой предмет, а может, сам того не желая, оттолкнул от мира чтения долгими (местами скучными) рассказами о жизни Пушкина и Лермонтова... Были ли вы увлечены литературой?

Говорят, современные дети совсем не читают, а если и берут в руки книгу, то вряд ли на ее обложке можно будет увидеть фамилии русских классиков. Скорее, автор малоизвестен, а произведение, если и заставит задуматься, то только на пару минут – потом забудется и сюжет. Так ли это на самом деле? Почему подростки не интересуются литературой, как это исправить, да и нужно ли?

Ждать следующего урока

– Литература – это сложный процесс: надо не только прочитать текст, но еще и понять, для чего, увидеть образы между строк, познакомиться с героем, сблизиться с ним, – говорит учитель литературы лицея Анастасия ШЕСТАКОВА.

Она работает в школе первый год и старается стать тем педагогом, на чьи уроки идут с удовольствием, тем, кто может заинтересовать. Именно таким был ее учитель, повлиявший на выбор профессии. Увлеченный, любящий свой предмет и учеников. Впрочем, как и мама Анастасии – тоже учитель русского языка и литературы.

– Она всегда говорила о том, как важно читать, – вспоминает педагог. – Богатый словарный запас, развитое воображение… Но главное – возможность проживать множество судеб вместе с главным героем, вынося ценные уроки и разбираясь в самом себе.

Полюбив литературу, Анастасия поняла – пойдет по маминым стопам.

– Свой первый урок я хорошо помню. За партами – ученики 5-го класса, тема – стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино». Весь вечер накануне посвятила изучению Бородинского сражения, искала интересные факты, повторяла отрывок произведения, чтобы прочесть на уроке – показать пятиклашкам, что тоже учила текст. Придумывала интересные приемы, которыми можно удивить детей, словом, все мысли были заняты вопросом, как провести урок так, чтобы ребята его запомнили и ждали нашей следующей встречи. Современных детей трудно удивить, часто мы учимся у них. И когда увидела, что они идут за мной, их глаза смотрят на учителя, а не в телефон, поняла – получилось. Я смогла войти в их души.

Анастасия Шестакова:

– Мой любимый поэт Сергей Есенин. Это поистине русская душа: с одной стороны - великолепные пейзажи, с другой – бунтарство. Любовь пришла через романсы на его стихи, которые исполнял дядя под гитару. Еще люблю Александра Солженицына. Все его произведения – протест. Прошедший через многое, он искренне пишет о жизни в страдании и тяжелой судьбе народа.

Цифровое поколение

– Современные дети – особые, по-своему воспринимающие и обрабатывающие информацию. Их личности формируют интернет, медиасфера, социальные сети, – продолжает Анастасия Шестакова. – Читают ли они? Представьте, если бы вас заставляли делать то, чего вы не хотите, стали ли бы вы это делать? Нет. Дети часто не хотят читать именно потому, что им навязывают что-то придуманное взрослыми: читай классику, а не детективы! Поверьте, они легко увлекаются тем, что является их выбором.

Учитель убеждена: прежние формы работы (знакомые многим инсценировка, суд над литературным героем, его письменная характеристика) сегодня редко могут заинтересовать школьников. Нужны новые. Возможно, надо придумать новый подход к обучению вместе с учениками-представителями цифрового поколения: многим станет интересно, к примеру, провести один день с книгой и рассказать о нем, создать буктрейлер – короткий видеоролик о книге, страницу писателя в социальной сети, изобразив ее на бумаге, сочинить современную интерпретацию.

– Не могу сказать, что я решила для себя проблемы незаинтересованности учеников в чтении, клипового мышления и невозможности погружения в текст. Нынешние дети очень рациональны, прагматичны, легко находят информацию и умело ею пользуются. Они многое знают, но поверхностно, и действительно очень мало читают, – вступает в разговор Ольга АХМЕТОВА, учитель литературы 18-й гимназии. – Если вдруг ребенок, не бравший никогда в руки книгу, откроет ее и начнет что-то чувствовать, задумываться – это для меня победа. Важен даже единичный результат.

Ольга Ахметова:

– Любимый автор – Алексей Решетов, судьба и лирика которого во многом связаны с Уралом. В нем душа. Сейчас его не хватает, как не хватает добра и любви. Еще в последнее время часто перечитываю свердловского поэта Бориса Рыжего. В его творчестве есть надлом, сталкиваясь с которым, понимаешь, что нечто похожее происходит вокруг.

Окунуть в новый мир

Ольга Ахметова погружает в литературу своих учеников так же, как иногда учат плавать, бросая в воду. Современного ребенка необходимо выдернуть из его мирка, иллюзии жизни, созданной гаджетами, а после окунуть в новый мир, где истинные чувства, глубокие мысли, серьезные переживания и тяжелые решения. В мир литературы.

– С одной стороны, этот подход можно назвать деятельностным, с другой – персонифицированным. Когда, например, готовясь к литературно-художественному балу, ребенок понимает, что ему предстоит играть роль Карамзина, Тургенева или их героев, он начинает ощущать неразрывную связь с ними, возникает потребность погрузиться даже не в литературные тексты, а внутрь себя, найти параллели, сходство. Это приводит к желанию читать, разбираться и делиться своим мнением. Наглое стремление рассуждать о том, что не прочитал – можно сказать, приговор и, в первую очередь, самому себе, – считает она. – На наших уроках высказаться может каждый, даже если прочтение текста разнится с общепринятой трактовкой и материалами учебника. И к следующему занятию количество прочитавших произведение существенно увеличится. А как иначе? Учитель похвалил, сказав при этом, что не согласен – и детям становится интересно составить свое мнение.

Океан литературы

Немного научившись плавать, юный читатель ныряет в океан русской и мировой литературы. Он хочет найти в нем ответы на сокровенные вопросы, в том числе, о жизни и смерти.

– Им, к счастью, непонятно, как можно отказаться от праздника жизни, лишить жизни беззащитное существо, обидеть другого человека, – продолжает педагог. – Очень правильно, что они задают такие вопросы, даже если для поиска ответов (зачастую находящихся между строк) потребуется время. Без чтения нет литературы, а значит, и жизни. Как-то мой сын сказал: «Мама, сколько можно думать об этих покойниках!», имея в виду писателей. Но для меня они живы, а литература – это жизнь. Мне кажется, что я хорошо чувствую автора и, может, поэтому могу заинтересовать того, кто способен впитывать эту информацию.

– Каждый педагог говорит о том, что его предмет главный в школе. Я же убеждена, что учителя литературы – особенные, – улыбается Ольга Ахметова. – Они отвечают за душу ребенка, ее сохранность и развитие. Это ответственная и сложная работа особенно для того, кто только начинает педагогический путь. Контакт с ребенком – это основа, без которой практически невозможно двигаться дальше. Главное – установить его и вместе отправиться в мир литературы.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы