Логотип Тагильский Рабочий

Начальник управления образования администрации Нижнего Тагила Татьяна УДИНЦЕВА - об итогах года педагога и наставника

Начальник управления образования администрации Нижнего Тагила Татьяна УДИНЦЕВА рассказала о главных событиях 2023 года и о том, что ждет тагильское образование.

Изображение Начальник управления образования администрации Ниж Скачать изображение в формате JPG

Год педагога и наставника

– Татьяна Аркадьевна, назовите три самых важных, на ваш взгляд, события, которые повлияли на развитие сферы образования.

– 2023-й был Годом педагога и наставника. Поэтому, конечно, все события, которые в этом году произошли, были во имя педагога, для педагога и в честь педагога. Пожалуй, самым ярким и интересным стал масштабный проект «Живая книга», реализованный совместно с городской профсоюзной организацией, во время которого молодые учителя, победители профессиональных конкурсов, ветераны педагогического труда обсуждали главную тему - «Педагог: личность и профессия». Получилась действительно очень интересная живая книга, которая войдет в историю. Ее создатели рассказали о том, какие наставники им встретились на профессиональном пути, каким должен быть современный учитель, какой он сегодня.
Следующее событие – чествование педагогических династий, в котором принял участие глава города Владислав Пинаев. Сегодня более 60 представителей таких династий работают в образовательных организациях Нижнего Тагила, продолжая дело, начатое предками. А значит, учительская профессия для них стала призванием. И это здорово! Например, у нас есть династия Гаевых, трудовой стаж которой более 600 лет! Ее история собрана учениками школы №48 и представлена в музее.

И третье событие – конкурс школьных команд «Время первых», объединивший лидеров образовательных организаций. В этом году он прошел впервые в современном формате: во время заочного и очного этапов командам было предложено решить различные педагогические и управленческие кейсы, задачи и за 20 секунд представить перспективы развития своих школ. Надеюсь, такая «битва» команд приживется в нашем городе.


– Добавим, что в течение года проходили и традиционные профессиональные конкурсы.


– Конечно. В этом году на муниципальном этапе конкурса «Учитель года» свое мастерство представляли яркие педагоги. Чувствовалось, что за каждым конкурсантом стоит целый коллектив. Порадовали в этом году и наши молодые учителя, которые представляли Нижний Тагил на областных конкурсах профессионального мастерства и стали лидерами в регионе.


– Как вы считаете, развитие конкурсного движения способствует повышению престижа профессии учителя?


– На мой взгляд, профессия учителя была, есть и всегда будет престижна! Все зависит от нас, как мы себя позиционируем, как к себе относимся. А профессиональные конкурсы дают возможность каждому педагогу проявить себя. Лучшие прославляют свою школу, свой детский сад, свой город, и это очень радует. В этом году интерес к профессиональным конкурсам вырос примерно на треть – полторы тысячи участников. Считаю, что это тоже достижение Года педагога и наставника.

Благодаря профессионализму и таланту школьных команд в Нижнем Тагиле появилась первая «Лучшая инклюзивная школа России» – ОУ №71, политехническая гимназия вошла в топ лучших школ по математическому образованию, ГДДЮТ стал лучшей организацией дополнительного образования детей.


Обновленная инфраструктура


– Сегодня в сфере образования происходят серьезные изменения в рамках реализации национального проекта «Образование». Школы Нижнего Тагила тоже преображаются: для развития школьников создаются комфортные условия.


– Это большое достижение главы города и его команды. Безусловно, поддержка губернатора в реализации президентской программы по модернизации школьных систем позволила изменить не только внешний облик школ, но и наполнить содержанием. Мы активно ремонтируем образовательные учреждения, оснащаем их современным оборудованием и мебелью, Так, в 2023 году были капитально отремонтированы две старейшие школы города – №48 и 32. Очень приятно, что глава города Владислав Пинаев принял решение не просто отремонтировать здания, но и оснастить школы на современном уровне, обязательно благоустроить территорию, построить спортивные площадки разной направленности. Немалое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности: установлены ограждения, созданы современные системы доступа, смонтировано качественное освещение, видеонаблюдение, системы пожарной безопасности. В новом году капитальные ремонты запланированы в школах №33 и 70.

Но при этом педагогические коллективы берут на себя обязательство улучшить качество образования. Для этого все учителя прошли повышение квалификации, обязательной является аттестация педагогов. Заметно повысилось количество учителей первой и высшей квалификационной категории. Эти условия позволяют достичь нового уровня качества образования, которое замеряется результатами всероссийских проверочных работ, ОГЭ, ЕГЭ.

– Сегодня много внимания уделяется не только качественному обучению школьников, но и развитию их талантов в разных сферах. А для этого тоже нужны определенные условия.


– И мы стараемся их создавать. Так, в лицее №39 появился современный технопарк «Сфериум» с тремя сферами – медиа, биосфера, промосфера. Дети получили возможность создавать роботов, летательные аппараты, заниматься 3D-моделированием. Юные тагильчане с большим интересом проводят исследования на современной экостанции. На станции юных техников открылся интерактивный «УмникУм», представляющий собой технический интерактивный научный музей, насыщенный технологиями. Все это создано в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Проект «Школа Минпросвещения России»


– В сентябре 2023 года стартовал масштабный федеральный проект «Школа Минпросвещения России» главная задача которого – обеспечить каждому школьнику равный доступ к качественному образованию, создать единое образовательное пространство. Что принесет системе образования его реализация?


– «Школа Минпросвещения России» – это рабочий механизм, использование которого действительно позволит повысить качество образования и достичь запланированных результатов. Сегодня все школы уже прошли этап самодиагностики, проанализировали полученные результаты, определили цели развития на ближайшие три года.

Но самое главное – его реализация способствует формированию традиционных ценностей, чему способствуют «Разговоры о важном», которые по понедельникам проводятся во всех российских школах.

В этом году особое внимание было уделено реализации проектов «Движение первых», «Орлята России». Школьники получили возможность развития в 12 направлениях, среди которых дружба, экология, патриотизм, волонтерство, знания, наука, лидерство. Активно развивается «Российское движение детей и молодежи», которое объединило в себя «Юнармию», «Большую перемену» и другие.


Развитие наставничества


– Уходящий год был посвящен не только педагогам, но и наставникам. Развивается ли в тагильском образовании система наставничества?


– Наставничество, как правило, мы связываем с развитием педагогов. Но сегодня активно развивается такая форма наставничества, когда старшие школьники выступают наставниками для младших. Такая форма позволяет донести до малышей какие-то знания, допустим, которые мы, взрослые, не так объясняем, не теми словами, может быть, не в тех формах. Старшим ребятам это очень нравится.

Сейчас в школах формируются и работают педагогические классы. Открываются инженерные, кадетские, медиаклассы. В этом году открыли полицейский класс.

Летом мы проводили профильные смены, которые проходили под общим девизом «Дети – городу, город – детям». Создан городской штаб, в районах проходили добрые дела: дети могли выйти в садик, провести игровую программу для малышей, помочь украсить прогулочную площадку, сделать школьный участок более красивым, разработать и реализовать какой-либо проект. В инженерных классах работали над проектами.

Выпускники педклассов – наши будущие учителя, и их подготовка ведется на достаточно высоком уровне. Мы уже закрепили школы за кафедрами педагогического института. Планируем, что студенты будут курировать и подготовку школьных проектов. С исполняющим обязанности ректора филиала РГППУ Татьяной Жуйковой и главой города обсуждаем идею развития целевого обучения будущих педагогов. В каникулы планируем проводить профильные смены. Все это тоже будет способствовать тому, что ребята пойдут в нашу профессию.


– И заключительный вопрос – ваш прогноз на 2024 год в образовании.


– Думаю, 2024-й будет позитивным: система тагильского образования развивается, потому что поставлены и четко сформулированы все государственные ориентиры, определены механизмы, намечены конкретные действия. Мы находимся в состоянии инновационного развития. Однозначно будут новые победы, новые достижения наших детей и педагогов.

Хочу пожелать всем – и педагогам, и школьникам, и родителям – добра, благополучия, мира!


Мария РОМАНОВА

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы