Логотип Тагильский Рабочий

«Жизнь» и «картинки» Ирины Смыковой

Рядом с правильной «тагильской розой» - пышная баба с народной лубочной картинки, возле скромной уральской рябинки – деревенская парочка на свидании… Да, именно так и должна быть скомпонована персональная выставка Ирины Смыковой, самобытного мастера по росписи подносов, сумевшей соединить в творчестве традиции промысла и современные ироничные бытовые сюжеты. И совсем неудивительно, что для душевной экспозиции, наполненной светом и яркими красками, она выбрала философскую строчку из стихотворения Сергея Есенина – «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»

Изображение «Жизнь» и «картинки» Ирины Смыковой Скачать изображение в формате JPG

Кстати, первая персональная выставка художницы, прошедшая в Нижнетагильском музее изобразительных искусств почти десять лет назад, называлась «Истории про жизнь». И нынешние работы тоже про нее: «Старшая сестра», «Лето на даче», «Любит-не любит», «Кадриль», «Выходи за меня», «В гостях у зазнобы», «Позвольте вас на пару фраз», «Началось в деревне утро», «Разлучница», «Напилася я пьяна», «Бес в ребро», «Чаепитие»… Кажется, что это названия фильмов или рассказов, в которых угадываются и интригующий сюжет, и любовная линия, и нешуточные страсти, и ирония.

Конечно, здесь есть не только фирменная сюжетная роспись Ирины Смыковой, которую она называет «картинками», но и знаменитые тагильские розы, уральская рябинка. Ведь основам мастерства росписи по подносу Ирина Григорьевна училась у признанных мэтров: Агриппины Афанасьевой, возрождавшей в середине ХХ века подзабытый промысел и «тагильскую розу», Тамары Юдиной, автора «уральской рябинки», главного художника предприятия «Эмальпосуда» Геннадия Бабина. Это время, 1980-е, потом назвали периодом расцвета тагильского подносного промысла. А Ирина Смыкова, плюсом ко всему, участвовала тогда в искусствоведческом эксперименте и разрабатывала собственное направление на основе изучения «картин» на сундуках и подносах ХVIII–ХIХ веков.

То, что у мастера прекрасно получаются на подносах не только ягоды, цветы и стилизованные народные типажи, но и кошки, собаки, козы, коровы тоже неудивительно. Будущая «знаковая фигура в истории тагильского подносного промысла второй половины ХХ века» сначала окончила сельскохозяйственный техникум, так как мечтала не только заниматься искусством, но и быть ветеринаром. Эти знания помогли ей и в творчестве, и в тяжелые годы «на перепутье веков», когда у многих художников не было стабильной официальной работы по специальности, и она пошла консультантом в зоомагазин.

Об Ирине Смыковой написано немало материалов в газетах и журналах. В 2010 году режиссером Павлом Фаттахутдиновым и Свердловской киностудией «Снега» о ней снят документальный фильм «Медовый месяц». В 2014-м она получила приз зрительских симпатий на областном поэтическом конкурсе «Откровение», а спустя несколько лет издала сборник своих стихов. В 2019-м вышла книга-альбом с ее живописными работами.

На открытии выставки директор музея Марина Агеева отметила, что Ирина Смыкова удивительный, самобытный автор, умеющий с добрым юмором показать народные характеры и называющий свои оригинальные сюжеты просто «картинками».

Участники праздника творчества пели под гитару советские песни, читали стихи, восхищались талантом и чувством юмора Ирины Смыковой. А она искренне благодарила всех за внимание к ее творчеству и повторяла: «Я благодарна всему, что со мной приключается, людям, которые встречаются на пути… Мне очень в жизни повезло».

Ирина Смыкова - известный в городе мастер по росписи подносов, сохраняющий традиции промысла и дополняющий их современными сюжетами и красками, поэтому ее выставку организаторы посвятили не только прошедшему юбилею художницы, но и 90-летию Свердловской области.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы