Логотип Тагильский Рабочий

О людях, котах и нечисти

Когда ехала на очередное задание, мое внимание привлекло обсуждение радиоведущими премьеры фильма «Мастер и Маргарита». Местами возникало чувство внутреннего несогласия, а иногда присутствовали очень точные описания личных ощущений, которые радовали слух. Однозначно стоит обратить внимание на фильм, сравнить с книгой, послушать разные экспертные мнения.

Изображение О людях, котах и нечисти Скачать изображение в формате JPG

Бог любит троицу

Третья отечественная экранизация романа Михаила Булгакова вышла в свет и снова вызвала резонанс среди зрителей. До этого в 2005 году на экранах прогремел сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, а в 2011 году полнометражный фильм Юрия Кары, который из-за авторских прав с 1994 года лежал в «черном ящике».

В экранизации показаны три основные сюжетные линии: взаимоотношения Мастера и его возлюбленной Маргариты, похождения дьявола Воланда и его свиты, а также линия прокуратора Понтия Пилата, который должен был казнить пророка Иешуа.

Книга и фильм

В фильме есть несколько принципиальных отличий от книги. Например, Воланд в экранизации – вымысел Мастера, герой его прозы, которую он решает написать о реальных людях, погубивших его карьеру. В книге же Воланд вполне реален.

Булгаков не разделяет настоящий и магический мир, а делает его единым, поэтому все чудесные события, происходящие с героями в книге, оказываются правдой. Фильм же показывает историю Мастера, приближенную к реальности, поэтому концовка картины очень отличается.

От «Мастера и Маргариты» к «Воланду» и обратно

По данным, предоставленным интернет-сервисом «Кинопоиск», название фильма менялось дважды. Впервые на презентации «Фонда кино» картина появилась в 2018 году, а выйти должна была в 2021-м. Изначально она называлась так же, как и книга. Сценарий уже был готов к началу производства, однако на пути к творчеству встали серьезные проблемы: сначала - недостаток финансов, потом – эпидемия коронавируса.

Затем режиссер Николай Лебедев ушел из проекта, сделав выбор в пользу другого фильма, а его место занял Михаил Локшин. Вместе с ним сменилось и название картины – от «Мастера и Маргариты» к «Воланду». Премьера третьей экранизации «Мастера и Маргариты» планировалась 1 января 2023 года, но не состоялась из-за производственных проблем. В процессе завершения проекта всем стало ясно, что придется вернуться к начальному варианту. В центре внимания была сюжетная линия, которая рассказывала о любви Мастера и Маргариты, поэтому вполне логично, что, оставив прошлый вариант, появился бы главный вопрос – соответствует ли название главной теме?

Мистика или реальность?

К тому, что широкий зритель не мог увидеть предыдущие экранизации романа, часто приписывают мистическую составляющую. Режиссер сериала Владимир Бортко не раз говорил, что ничего мистического в романе нет. Позже он вспомнил, как однажды, когда режиссер только готовился к съемкам, на Патриарших прудах к нему подошел незнакомый человек и сказал: «Все равно у вас ничего не получится!» - после чего неизвестный скрылся.

Актер Олег Басилашвили, сыгравший в сериале Воланда, поплатился за роль своим голосом. Басилашвили произносил монолог дьявола, вдруг захрипел, а потом и вовсе потерял голос. Врачи тогда сказали, что у него кровоизлияние в правую голосовую связку, прописали полное молчание на некоторое время. А, например, Александр Адабашьян, сыгравший Берлиоза, попал вскоре после съемок в больницу с сердечным приступом.
Для кого - мистика, для кого – ужасное совпадение, однако в год премьеры и в течение пяти лет после выхода на экраны первой серии «Мастера и Маргариты» не стало 13 актеров, участвовавших в съемках.

Фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита» был отснят в 1994 году. Представили картину только в 2008-м, а в прокате он оказался только в 2011 году. Режиссер фильма в интервью РИА «Новости» рассказал, что мистические события стали происходить с самого начала съемочного процесса. Первую сцену начали снимать в саду «Эрмитаж», как вдруг на площадку пришел режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и попросил прекратить съемки. Как оказалось, в том месте, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления. Поначалу Левитин не поверил, но как только отложил телефон, трубу прорвало в его кабинете. После этого было решено привести на съемочную площадку батюшку. Он окропил святой водой камеру и съемочную группу.

За то время, пока режиссером фильма был Юрий Кара, сменилось шесть операторов. А при съемке сцены в Крыму неожиданно пошел снег, хотя на дворе стоял октябрь. Кроме того, однажды оператор не вышел на смену по неизвестным причинам, а как оказалось позже, еще и забыл пленку в Москве. Кара поехал в столицу за пленкой и оператором. Уже в Москве, напротив дома, в котором жил Булгаков, сломалась его новая «Волга». Спустя некоторое время в автомобиль врезался человек по фамилии Коровьев. И это – лишь малая часть мистических фактов, связанных с картинами, которые ставились по роману Михаила Булгакова и не давали завершить работу над ними.

Кот Бегемот

Посмотрев фильм, сложно точно определить, кто озвучивал кота Бегемота. Долго эту информацию держали в тайне, но 18 января 2024 года «Кинопоиск» опубликовал ролик с российским актером Юрием Борисовым, которого вы могли видеть в роли Алекса в фильме «Серебряные коньки», в картине «Мир! Дружба! Жвачка!» Актер в студии «оживлял» данного персонажа. Борисов не только произносил реплики, но и воспроизводил мурчание, фырканье кота. Его персонаж в некоторых сценах нарисован с помощью компьютерной графики, а в других роль исполняет настоящий кот Кеша породы мейн-кун.

Критика

Экспертным мнением с корреспондентом «ТР» о премьере фильма поделился кинокритик, методист по составлению кинопрограмм кинотеатра «Красно-гвардеец» Виталий Скорев.

- Для меня кино – синтетическое искусство, то есть органическое слияние разных видов искусства, образующее единое целое. Поэтому мне важно и визуальное, и сюжетное, и музыкальное сопровождение картины в совокупности, - рассказывает кинокритик. - Историю создания и сюжет книги «Мастер и Маргарита», а также биографию Булгакова, я знаю, однако зрители, которые не знакомы с этими составляющими, вряд ли разберутся в «винегрете» событий. Чтобы понять отсылки к биографии Булгакова, нужно быть посвященным в эту тему заранее. Думаю, что слабо снят «Бал Сатаны» и не раскрыта тема «нехорошей квартиры». Встречаются ошибки в монтаже, хотя есть и красивые переходы, например, знаменитая сцена, когда Берлиоз попадает под трамвай. В целом получился мрачный фильм, хотя, читая Булгакова, создается другая атмосфера. В образ Мастера хорошо попал актер Евгений Цыганов, остальные же, по моему мнению, не вписались в концепцию, играли роли, а не проживали их.

В подкасте «Крупным планом» редактор «Кинопоиска» Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов, наоборот, заключили, что актеры подобраны весьма точно. Соглашусь с ними, что, например, актриса Полина Ауг отлично сыграла Геллу в фильме. И ее необычная космическая внешность, и огонь в глазах поспособствовали этому. Коршунов хорошо оценил фильм, однако заметил: для того, чтобы влиться в его атмосферу, «не хватило одного сеанса», а двух было бы достаточно.

Будет интересно послушать мнение наших читателей. Пишите нам в социальных сетях и оставляйте отзывы о фильме.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы