Логотип Тагильский Рабочий

Безопасность - дорого, безответственность - дешевле

Итак, прогнозы неутешительные: водителей такси станет меньше, а цена за поездку резко вырастет. Причина - в новой страховке, которая будет покрывать ответственность перед пассажирами - ОСГОП. Согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» такая страховка должна быть у всех таксистов. Таким образом, работать в такси без нового полиса ОСГОП будет запрещено. За это грозит административный штраф: для должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических - от 500 тысяч до миллиона рублей.

Изображение Безопасность - дорого, безответственность - дешевл Скачать изображение в формате JPG

Только для богатых

Казалось бы, хорошие новости для пассажиров, но пока таксисты оказались не готовы к изменениям. Очень высок риск, что в ближайшем будущем просто некому будет работать. Чтобы оформить страховку, водители должны для начала получить разрешение на работу в такси. Для этого нужно перекрасить автомобиль в те цвета, которые установлены в конкретном регионе. При себе у таксистов на случай проверки ГАИ должен быть путевой лист с отметками о медицинском и техническом осмотре. Такси же в основном частные, а осмотры могут позволить себе только таксопарки, которые работают по примеру транспортных депо.

Многие эксперты говорят: уже сейчас водители недовольны, что их доходы не растут из-за постоянного ужесточения требований, а пассажиры жалуются на высокий ценник на поездки. Выход - надо срочно корректировать закон, пока такси не превратилось в услугу для небольшого круга очень обеспеченных клиентов, да и то в основном - в мегаполисах.

По некоторым опросам, 72% индивидуальных таксистов, которых в стране более миллиона человек, готовы уйти в теневой сектор, если власти будут требовать покупки дополнительных ОСАГО и ОСГОП. При этом частников в стране большинство (90%). Для них эта деятельность является подработкой, и на дополнительные затраты они не готовы.

И еще: в связи с нововведением может резко ухудшиться обстановка для правоохранительных органов. Ведь если сейчас через приложение агрегаторов такси можно отследить, кто, кого, когда и куда вез, и в случае необходимости провести розыск, то у нелегальных таксистов, получающих заказы через мессенджеры, такой информации не получить.

Немного утешительной информации. С 1 сентября у таксистов есть 60 дней для того, чтобы купить полис ОСГОП и уведомить об этом госорганы. Поэтому резкого оттока водителей пока не ожидается.

Кстати, прошлой осенью также ужесточили требования для таксистов. Тогда из рядов водителей исключили тех, чей стаж меньше трех лет. Также запретили работать имеющим медицинские противопоказания, лишенным прав, подвергавшимся аресту за нарушение ПДД два и более раз за год, имеющим судимость за тяжкое преступление. Запрет коснулся даже тех, у кого более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. Водителей обязали оформлять ИП, становиться самозанятыми или заключать договор с юрлицом. Эти ограничения привели к повышению цен на перевозки.

Да уйду я из такси!

А что думают о новом законе тагильские водители такси?

Водитель «Яндекс такси» Равиль оказался немногословным:

- Впервые слышу, что нужен еще какой-то полис. Кажется, кто-то из высокопоставленных придумал очередную «кормушку». Это последняя капля, дальше работать точно не смогу. Без всяких полисов за 10-12 часов работы в день я зарабатываю «грязными» около 10 тысяч рублей. Из этой суммы вычитаем 30% - комиссия «Яндексу», около 500 рублей - налог на самозанятого, две тысячи рублей - за аренду машины эконом-класса, еще две тысячи - на бензин. Остается уже 2,5 тысячи рублей.

Водитель «Яндекс такси» Дмитрий Максимович оказался более осведомленным и, соответственно, разговорчивым:

- У нас в Тагиле и без того есть серьезная нехватка рабочей силы, в том числе в такси. В нашей сфере работает огромное количество мигрантов. Да, новый закон улучшит безопасность, но приведет к росту цен. Поездки на такси станут доступны только обеспеченным людям.

Чтобы инспекторы ГАИ при остановке таксиста не забрали у него автомобиль на штрафстоянку, часть переметнется на «серый» рынок. Судите сами: по новому закону штрафы за нарушения достаточно приличные - начиная от 30 тысяч и заканчивая миллионами. Возникает вопрос, не проще ли просто выполнять заказы нелегально? В данном случае, как физлицо, я могу получить штраф лишь 5 000 рублей. Получается, что нелегалом быть в разы дешевле и выгоднее, чем работать легально. Таксисты не станут к агрегаторам подключаться и не купят полисы ОСГОП. Фактически рынок вернется в 1990-е годы. Либо таксисты просто уйдут из отрасли. В итоге количество водителей опять резко снизится, цены на поездки снова вырастут.

А между тем…

Раньше такси не подпадало под действие закона об ОСГОП, он действовал для перевозок автобусами, троллейбусами, трамваями, железной дорогой, авиа- и водным транспортом. В связи с этим пострадавшие пассажиры такси были защищены только законом об ОСАГО, согласно которому максимальная компенсация за гибель человека составляет 500 тысяч рублей.

Министр транспорта России Виталий Савельев в письме председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову предлагал перенести срок вступления законопроекта в силу на 1 сентября 2025 года. Общественный совет по развитию такси также в августе этого года попросил Минфин, Минтранс и Центральный банк перенести сроки вступления в силу требований по покупке полисов. Это предложение не поддержали.

Сейчас, по статистике, 40% таксистов не страхуются по ОСАГО. Так что кто застрахуется по новому виду страхования, даже предположить сложно.

Среди проблем введения дополнительной страховки выделялись в том числе отсутствие в России эффективной стратегии противодействия мошенничеству в сфере страхования автомобилей, а также опасения таксистов, что стоимость полиса ОСГОП будет рассчитываться по верхней планке тарифного коридора.

 

Иллюстрация Антона Исаева. 

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы