Логотип Тагильский Рабочий

Как не попасть на уловки мошенников?

Сегодня количество сбережений, которое граждане отдают дистанционным мошенникам, растет в геометрической прогрессии. Несмотря на все предупреждения и разъяснения, люди по-прежнему «ведутся» на телефонные звонки злоумышленников, представляющихся сотрудниками силовых структур или предлагающих заключить «выгодный» договор на услуги связи. О том, почему это происходит, какие способы обмана используют преступники, мы поговорили с врачом-психотерапевтом высшей категории, директором центра семейной терапии и консультирования Дмитрием ВИНОКУРОВЫМ.

Изображение Как не попасть на уловки мошенников? Скачать изображение в формате JPG

- Дмитрий Александрович, какие секретные «фишки» используют мошенники, чтобы «развести» добропорядочных граждан на деньги?

- Ничего особенного они не используют. То, что мошенники применяют гипноз, какие-то специальные методы воздействия – это миф. Причина – в самих людях, а точнее – в отсутствии у них критического мышления. Это важное качество взрослого человека, с которым не рождаются. Критическое мышление – способность подвергать сомнению любую информацию. Когда тебе что-то говорят – не верить на слово, а проверить сказанное, желательно – в нескольких источниках. Важная часть критического мышления – фактчекинг (проверка фактической точности и достоверности сообщений и заявлений). Он необходим при существующем объеме информации. Нужно ее обязательно проверять. Знать, как и где это сделать, на какой источник опереться.

- Получается, у очень многих людей отсутствует критическое мышление?

- Увы, это так. Ему никто не учит: ни в школе, ни дома. На мой взгляд, обучение критическому мышлению надо вводить, как часть повседневного просвещения. В первую очередь, задача родителей – обучить этому способу мышления детей. У нас чаще происходит наоборот – ребенку, потом подростку дома и в школе всегда говорят, что делать, как себя вести, что можно, а что – нельзя… Так он привыкает действовать по указке и лишается самостоятельности.

- Но ведь нередко в лапы мошенников попадают вполне грамотные и образованные граждане, умеющие работать с информацией и проверять ее.

- Да, этого, оказывается, мало. Второе, что используют злоумышленники, – провоцируют у жертвы страх и тревогу. Они говорят: с вашим близким что-то случилось, ваши деньги в опасности, торопят собеседника. Человек теряется, начинает волноваться, фокусироваться на страшной информации. Состояние тревоги и страха резко снижает способность к критическому мышлению. В этом состоянии с человеком вообще можно делать все, что хочешь.

И здесь мы переходим к еще одному важному навыку – как себя вести, если ты встревожен, взволнован, находишься в стрессе. Как успокоиться, что сказать себе или находящемуся в таком положении близкому. Этому тоже нигде не учат. А ведь подобное умение – способность быстро вернуть себя в адекватное состояние – необходимо не только при взаимодействии с мошенниками, а в целом по жизни.

- Часто мошенники представляются сотрудниками полиции, налоговой, судебной систем…

- На что в данном случае они рассчитывают? Для большинства наших граждан человек в погонах, представитель силовых структур ассоциируется с властью и опасностью, его слушаются и боятся. А зря. Чувствуете, что разволновались – отключитесь, выдохните, успокойтесь, сообщите о звонке кому-то из близких, эмоционально не вовлеченных в ситуацию.

Это, кстати, еще одна проблема и навык: если ты не справляешься сам, куда и к кому обратиться за помощью? Читаю про некоторые случаи: пострадавший три дня снимал и переводил деньги, за это время никому про это не рассказал, ни с кем не поделился. Мне говорят, мол, иногда человеку не с кем поговорить. Да, такое бывает – речь идет о так называемом социальном одиночестве. Но в городе есть адреса помощи – бесплатные службы, «телефоны доверия», куда можно позвонить, поделиться, рассказать, что с тобой произошло. Знают ли об этом тагильчане? Уверен, что далеко не все.

- Говоря о дистанционном мошенничестве, можно ли выделить какую-то особо незащищенную категорию людей? Те же пенсионеры.

- Пожилых людей в силу возраста, возможно, легче обмануть. Кто-то из них плохо слышит, кто-то не до конца освоил мобильный телефон. Но в целом на уловки мошенников «ведутся» граждане любого возраста. Тут нужно сказать о таких качествах, как внутренняя уверенность в себе и способность отстаивать личные границы, когда я сам решаю, что для меня хорошо, а что – плохо. Мне звонят и говорят: делай то-то. Вопрос: а почему я должен тебя слушаться? Это я решаю, что мне делать, и могу в любой момент прекратить разговор. Здесь мы возвращаемся к навыкам самостоятельности и умениям принимать решения, о которых говорили выше.

У нас еще особенность воспитания – если ты взял трубку, нужно обязательно дослушать собеседника до конца. Не нужно. Вы имеете право отключиться в любой момент.

- Давайте подытожим. Как себя вести, если тебе звонят с незнакомого номера?

- Одно из правил безопасности: если вы чувствуете себя некомфортно, не понимаете, кто это и что от вас хотят, – в течение пяти секунд кладем трубку. И затем проверяем информацию, проводим фактчекинг. Не можем сами – обращаемся к тому, кто в этом разбирается. Часто звонят якобы из телефонных компаний или банков. Но там везде есть личный кабинет, где имеется необходимая информация. Нет кабинета – есть официальный сайт с чатом поддержки, где можно задать любой вопрос.

Проблема не в этом, а в том, что мы не учим людей навыкам безопасного поведения. Психолого-социального просвещения явно недостаточно. Есть ли в городе бесплатные программы для школьников, пенсионеров, обучающие действиям в подобных ситуациях? Может быть, в школах преподают предмет «Основы критического мышления»? Или там учат проверять информацию? К сожалению, нет. А родители, кстати, могут потребовать у школы включить в расписание обучение этим навыкам. И самим показывать соответствующий пример. Тогда шансов у мошенников будет гораздо меньше.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы