Жительница шестого подъезда Нина Алексеевна живет на 10-м этаже и неработающий лифт для ее семьи – большая проблема:
- Почти год мы вынуждены подниматься пешком. Обращались в разные инстанции – в ответ получаем лишь официальные письма с информацией о том, что работы ведутся. А мой муж с весны лежит в больнице с инсультом. Скоро его выпишут, но он совсем не восстановился, как его поднимать на 10-й этаж – не представляю…
В подъезде проживает много пенсионеров и пожилых людей, кто-то из-за неработающего лифта практически перестал выходить из дома.
- Мы недавно взяли собаку, - рассказывает Нина Алексеевна. - Думали, что мужу будет полезно почаще гулять. А в итоге лишний раз теперь и из дома не выходим.
Заменить лифт по региональной программе финансирования тоже пока не получится, так как не вышел срок эксплуатации. Лифт должен отработать 25 лет, назначенный срок службы истечет только к 2026 году.
Редакция газеты отправила запрос в Ростехнадзор. Получили ответ: «По результатам расследования комиссией установлено нарушение технического характера, при котором эксплуатация лифта не допускается. После устранения выявленных нарушений лифт может быть введен в эксплуатацию. Ответственность за устранение данного нарушения возложена на управляющую компанию».
В управляющей компании «Тепло-НТ» рассказали о том, что деньги на ремонт или замену лифта можно взять только со счета капремонта.
- Чтобы отремонтировать лифт, необходимо заменить дорогостоящее оборудование, стоимость которого составляет более полутора миллионов рублей, - говорит директор управляющей компании Никита Копаев. - На собрании жильцов кворум по этому вопросу не состоялся. Собственники считают, что тратить такую сумму на ремонт нецелесообразно, лучше сразу заменить лифт на новый. Здесь тоже возникают сложности, на это необходимы большие деньги. Той суммы, которую на сегодняшний день накопили жители за счет взносов на капремонт, хватает на покупку только одного лифта. Мы провели несколько собраний с собственниками дома. К сожалению, ни на одной встрече так и не удалось достичь каких-то договоренностей между жильцами. Фонд капитального ремонта формируется на отдельном специальном банковском счете. Чтобы снять деньги и направить их на покупку лифта, необходимо получить согласие не менее 2/3 собственников от общего числа голосов. Каждый беспокоится за свой подъезд – вдруг у них что случится, а деньги будут потрачены.
Чтобы жители других подъездов не переживали за состояние своих лифтов, управляющая компания предложила заменить все оборудование, взяв на это деньги в кредит, и выплачивать их постепенно, увеличив сумму в квитанции за коммунальные платежи. Большинство собственников опять проголосовало против этого варианта.
Директор компании «ТагилЛифт» Евгений Мельников так прокомментировал ситуацию:
- Дом на Удовенко уникален тем, что лифты, которые в нем установлены, изготовлены около 30 лет назад и по факту уже отработали свое. Но по закону срок эксплуатации отсчитывается с момента ввода лифтового оборудования в работу. А это - 2001 год. Получается, что официально срок службы заканчивается в 2026 году. Обслуживание этих лифтов на сегодняшний день очень осложняется тем, что такие модели давно сняты с производства, трудно подобрать запчасти, но мы стараемся, ищем детали, регулярно проводим осмотры. Насколько мне известно, расследование причин аварии уже завершено - материалы дела переданы в суд. Решения суда мы тоже ожидаем, как и жители подъезда №6. Восстановлению и ремонту лифт уже точно не подлежит, а что касается замены, то наша компания такими работами не занимается, в нашей компетенции только обслуживание и ремонт, перечень работ фиксируется в договоре с управляющей компанией. Согласно статье 36 Жилищного кодекса России лифты относятся к общему имуществу собственников помещений.
Получается, что у жителей подъезда №6 есть только два варианта решения проблемы. Первый: ждать 2026 года и заменить лифт по региональной программе. Второй: уговорить соседей по дому и потратить деньги со счета на капремонт. Собственники сами приняли решение копить деньги на капремонт на специальном счете, поэтому теперь замена лифта зависит только от того, смогут ли они договориться между собой.
Мы пообщались с жильцами соседних подъездов. Большинство собственников не были на собраниях – кто-то весь день на работе, кто-то живет на даче. Мнения по поводу замены лифта за счет взносов на капремонт разделились.
Светлана, жительница второго подъезда:
- К сожалению, на собрания не ходила. Но считаю, что надо потратить деньги и помочь соседям. Мне очень людей жалко. Подобное может коснуться любого подъезда. Да, деньги будут потрачены, но ведь взносы платим каждый месяц. Сейчас потратим, постепенно снова накопим.
Николай из четвертого подъезда категоричен в своем мнении:
- Конечно, я против того, чтобы снимать деньги со счета на капремонт. У нас у самих лифт еле дышит, нам тоже новый хочется... Соседи пусть ждут замены по федеральной программе.
Екатерина:
- Мне соседей чисто по-человечески очень жалко, но и дом оставить без денег не хочется, страшно – мало ли что случится. Не знаю, какое тут может быть решение...
Если все-таки собственникам удастся договориться и средства будут найдены на установку лифта, потребуется примерно 2-3 месяца. А пока жители подъезда №6 продолжают преодолевать этажи пешком…