Логотип Тагильский Рабочий

Шут и деспот Фома

Как может бывший шут внезапно стать «великим человеком», подчинившим своей воле полковника и генеральшу? Почему человек, сам переживший унижения, становится деспотом и унижает других? Ответы на эти вопросы вместе с писателем Федором Достоевским решили найти актеры Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. Сцена на два с половиной часа превратилась в «Село Степанчиково» (16+) с его обитателями и страстями.

Изображение Шут и деспот Фома Скачать изображение в формате JPG

Фома Фомич Опискин прошел через зрительный зал. Взгляд холодный и колючий. «Джокер!» - прошептал кто-то из зрителей. А русский классик представил его так: «Фома был мал ростом, белобрысый и с проседью, с горбатым носом и мелкими морщинками по всему лицу. На подбородке его была большая бородавка. Лет ему было под пятьдесят. Он вошел тихо, мерными шагами, опустив глаза вниз. Но самая нахальная самоуверенность изображалась в его лице и во всей его педантской фигурке». Известная фраза «Я знаю Русь, и Русь меня знает» прозвучала со сцены в исполнении этого Фомы как-то зловеще.

Художественный руководитель театра заслуженный артист России Игорь Булыгин, безусловно, сделал образ Фомы ярким и запоминающимся. Его персонаж – наглый манипулятор, говоря современным языком – абьюзер, человек, который систематически использует методы психологического насилия, чтобы контролировать окружающих. Он рассуждает обо всем, чего не знает, вмешивается в жизнь других людей, дает советы и, по словам автора: «Эти мудрые советы были ужасны». А еще у него очень непростой жизненный опыт: «Не было унижения, которого бы он не перенес из-за куска генеральского хлеба. Правда, впоследствии, по смерти генерала, когда сам Фома совершенно неожиданно сделался вдруг важным и чрезвычайным лицом, он не раз уверял нас всех, что, согласясь быть шутом, он великодушно пожертвовал собою дружбе…».

«Доброго до крайности» и «предполагавшего всех людей ангелами» полковника, над которым измывался Фома, сыграл Максим Самсонов. И, глядя на него, зрители забывают, что перед ними произведение позапрошлого века, и начинают узнавать как в полковнике, так и в Фоме кого-то из своих знакомых.

Повесть Достоевского про «русского Тартюфа» быстро стала популярной, а имя Фомы Фомича - нарицательным для образа обнаглевшего приживальщика, фарисея, притворного святоши.

Ее много ставили в театрах и экранизировали. По мотивам известного произведения созданы фильмы: югославский «Два критических дня», итальянский «Хозяин села», финский «Дурак-помещик», венгерский «Село Степанчиково и его обитатели» и советский с таким же названием, где роль Фомы исполнил Лев Дуров. На театральной сцене Опискина играли Алексей Грибов, Лев Борисов, Сергей Юрский, Евгений Лебедев, Авангард Леонтьев. Кстати, тагильчане имели возможность увидеть «Страсти по Фоме» с Авангардом Леонтьевым, поставленные в Театре наций. Ведь именно этот спектакль показан вне конкурсной программы Фестиваля театров малых городов России в Нижнем Тагиле в 2022 году.

На тагильской сцене «Село Степанчиково» появилось благодаря приглашенному режиссеру Андрею Цисаруку и художнику-постановщику Константину Соловьеву. Автор инсценировки – Ольга Милованова. В афише спектакль заявлен как «комическая фантазия по повести Федора Достоевского».

Как любая настоящая классика, эта повесть остается актуальной даже спустя полтора века. И заставляет задуматься о том, что униженный человек, осознавший свое ничтожество и ненужность, никогда не забудет такую обиду, а при возможности не упустит шанс отыграться и продемонстрировать свою власть над другими. Кстати, мнения первых зрителей разделились: одни - в восторге, готовы засыпать артистов комплиментами и аплодировать стоя, другие просто ожидали увидеть нечто иное. И это хорошо, что эмоции у всех разные, значит, зацепило. А если и вы, уважаемые читатели, хотите поделиться своими впечатлениями, присылайте их на адрес редакции.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы