Это была настоящая революция в подходе к лечению сосудистых катастроф, дерзкий вызов. Первопроходцами стали врачи четвертой горбольницы. Сегодня кардиокомандарентгенхирургов и реаниматологов спасают более десяти пациентов в сутки. Привозят человека в коме, фактически умирающего. А после такой операции он открывает глаза, разговаривает, быстро восстанавливается. Благодаря новым алгоритмам смертность от инфаркта миокарда существенно снизилась.
Горбенко рискнул и выиграл
Все великое начинается с малого.Как в анекдоте, собрались трое…Первый - известный бесстрашием главный врач горбольницы (1986-2004 годы), хирург Игорь Горбенко, реформатор и новатор. Три десятилетия назад Игорь Павлович сумел определить акценты по главным болезням века – патологии кровообращения сердца и головного мозга. С ним - Аркадий Смелянский, почетный гражданин города и директор Коксохимпроизводства, прошедший лечение в Германии, где увидел, как может быть организована помощь кардиологическим пациентам. Он предложил финансовую помощь в создании кардиоцентра. Третий - молодой врач Сергей Козлов, увлеченный новейшими методами кардиологии.
Новой структуре требовалась особая реанимация, чтобы не перегружать действующую и сосредоточить в одном месте все ресурсы на спасении сердца и сосудов. Прежняя располагалась в соседнем корпусе, терялась единая связка. Подразделение перевели в терапевтический корпус, где начали оснащать ренгеноперационную, иногда действуя на грани фола (например, увезли в Нижний Тагил аппарат из-под носа коллег-москвичей).
В итоге создали отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРиТ) на восемь коек. К 2015-му их число возросло до 21.
Первый состав кардиокоманды: рентгенваскулярные хирурги Сергей Владимирович Козлов, Лидия Анатольевна Малинина, Экрем ЭдемовичХоджаметов. Коронарные ангиографии проходили, как и сейчас, с обязательным участием реаниматологов. После «коронарок», инфарктов первый этап лечения - в ОРиТ. Руководители-Александр Владимирович Медведев (сейчас он живет и трудится в Калининграде), Константин Николаевич Божеску. Старшая медицинская сестра Ирина Ионасовна Вшивцева.
ОРиТ с 2017 года возглавляет врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории Николай Сапронов. Он приехал в Нижний Тагил вместе с семьей из Луганска, обрел здесь дом, профессию, коллег и друзей. Уверен: хирург во время операции может зайти так далеко, насколько позволят ему анестезисты. Вообще хирурги – это руки, реаниматологи – голова.
Пионеры и новаторы
В 1995-м тагильская «четверка» становитсяв области пионером в ангиохирургии. В короткие сроки, благодаря помощи шефов-металлургов, проведено переоснащение, закуплен первый компьютерный томограф и ультразвуковой сканер.
Но открытие кардиоцентра во главе с кардиологом, впоследствии кандидатом медицинских наук Сергеем Владимировичем Козловым стало не просто вводом в строй ангиографической установки, а полным переосмыслением подходов к лечению пациентов с высоким риском сосудистых катастроф. Это было рождение кардиореанимации, изменение системы взаимодействия между отделениями.
1995-й стал еще одной вехой:именно тогда Сергей Козлов проводит первую в Свердловской области коронароангиографию пациенту с острым инфарктом миокарда.
Отрабатывается четкий порядок: первый этап- интенсивный для снятия кардиогенного шока и проведения рентгеноперации на коронарных артериях. Второй-лечение в отделении неотложной кардиологии, третий- ранняя реабилитация.
Для изучения проблем аортокоронарного шунтирования врачи проходили стажировки в Москве, в НИИ сердечно-сосудистой хирургии имени академика Бакулева. В Голландии. Там купили первый ангиограф на средства шефской поддержки НТМК. Приехали голландские инженеры, монтировали оборудование в операционной на втором этаже. И это в сложных экономических условиях 1990-х. Горбенко проявил большие организаторские способности, внедрил прогрессивные формы хозяйственного механизма. Не прекращалось техническое переоснащение и реконструкции, внедрялись наукоемкие диагностические технологии: компьютерная томография, коронароангиография, ангиопластика и стентирование, ультразвуковая диагностика поражений сосудов.
- Представьте, раньше после инфаркта люди проводили в больнице месяц, – говорит заведующий отделением реанимации Николай Сапронов. – А теперь, благодаря стентированию, многие возвращаются к нормальной жизни уже через две недели.
Сегодня в кардиоцентре работают два ангиографа, а отделение реанимации оснащено самым современным оборудованием. Но главное богатство кардиоцентра –его врачи, медсестры, санитары – все они, как одна большая семья, работают плечом к плечу, спасая человеческие жизни.
Светить всем
В коридорах центра можно услышать истории о самоотверженных людях, чья работа – каждодневная борьба за жизнь. Светлана Булатова, медсестра-анестезист, Светочка, как ее ласково называют коллеги, словно заряжает всех своим оптимизмом. Начинала санитаркой, параллельно училась.
- Летальность здесь низкая, в основном, удается спасти, для меня это смысл жизни, – говорит она. – Разрядом стукнули, сердце завели. Дух захватывает! Выжил пациент, вернулся к близким, не осталась мать без сына, дети без родителей. Совсем недавно буквально с того света вытащили женщину. Пациентке еще и сорока нет. Если бы вы видели, как за нее боролась вся наша команда: когда вышли из операционной, униформу хоть отжимай. От усталости мотает, но все улыбаются, поздравляют друг друга - мы победили! Такого адреналина, чувства нужности людям, в никакой другой профессии, наверное, не встретишь. И так больше 20 лет, с 2003 года одна запись в трудовой книжке - горбольница №4.
Гордость ОРиТ и медсестры Елена Татаринова, Екатерина Шаропина, Наталья Старкова, Екатерина Нурутдинова.
Анастасия Новиковав реанимации почти с момента основания кардиоцентра, работала с доктором Малининым:
- Он всегда подчеркивал: здесь не может быть разделение на касты главных и второстепенных. Мы все в одной лодке: врачи без медсестер или санитарок не смогут. Замечательный он организатор. Сплачивал команду. Сейчас больных с инфарктом- конвейер. Все мои коллеги работают буквально на износ. Но уйти никогда не хотелось, хотя много раз предлагали. Преподавала в медколледже, совмещала.
Дальше только Бог
ОРиТ- самое большое по количеству сотрудников отделение. Шесть врачей и один врач-стажер, трое- с высшей категорией. 22 медсестры. Средний возраст сотрудников - 37 лет.
Чем спасают? В отделении современные модифицированные аппараты искусственной вентиляции легких, с «умными» интеллектуальными программами. С венами работают не вслепую, а с помощью УЗИ-навигации. Мониторы с повышенным набором функций, показателей с выводом на центральную панель, чтобы моментально увидеть опасность.
- Когда кончаются силы, идем на волевых, - улыбается Николай Сапронов. -Работаем, как одна семья- дипломатичны, корректны. Всегда готовы,не жалея себя, прийти на помощь. Если мы не поможем больному, дальше - только бог.Шансы на благополучный исход напрямую зависят от скорости принятия решения. Ежедневно вступаем в поединок со смертью, потому что в реанимацию поступают самые тяжелые больные, и, если помощь будет неадекватной или медленной, она победит.
Здесь много семей и династий. У врачаанестезиолога-реаниматолога ОРиТ Олега Ковальчука мама работает в больнице старшей медсестрой в пульмонологии. Из династии медработников и старшая медицинская сестра ОРиТ Кристина Кондратович. У медсестры Екатерины Нурутдиновой дочь Анастасия, как и мама,медсестра в отделении функциональной диагностики.Супруга врача отделения Павла Романова- Людмила Юрьевна -врач-кардиолог.
Николай Сапронов - тоже глава династии. Его жена- медик. Сын учится в Уральском медицинском университете. Отличник. Профессию выбрал сам, без родительского нажима.
В кардиокоманде те же принципы, что и в любой крепкой семье - уважение, взаимопонимание, поддержка, честность. И немного суеверия: нельзя, к примеру, говорить:«Желаю удачного дежурства» - точно сглазишь.
«Считайте это революцией спасения»
С 2004 года отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения руководит Вадим Карасев.
Вадим Викторович вдохновенно рассказывает о своих коллегах-предшественниках, глобальных изменениях в отделении в техническом и тактическом плане.
- Считайте, это было революцией спасения, - уверяет Вадим Карасев. -Без наркоза, без скальпеля, под местной анестезией. И, как правило, пациенты на второй-третий день возвращаются домой, выходят на работу. Сейчас спектр наших возможностей еще больше: появился внутрисосудистый ультразвук, возможность измерить резерв кровотока, работать с кальцинированными сосудами. Сегодняшние ангиографы обладают несравнимо более высокой разрешающей способностью.
-Рентгенэндоваскулярный метод содержит три корня: «рентген», «эндо» (изнутри) и «васкуле» (сосуд). Мы можем получить доступ практически к любому сосуду в организме, не важно, где он располагается: в сердце, голове, руках или ногах, - продолжает Вадим Викторович. - Для этого прокалываем артерию, устанавливая в ней специальный инструмент -интродьюсер. Через это окошечко в сосуде с помощью специальных катетеров попадаем в артерии, кровоснабжающие сердце или головной мозг. То есть находимся в руке или ноге, а работаем в сердце.
Помимо кардиологии технология применяется в гинекологии, урологии- везде, где есть сосуды, на которые нужно воздействовать.
-В настоящее время больница обладает большим набором методов эндоваскулярного лечения таких грозных заболеваний, как, например, ишемическая болезнь сердца (ИБС). Это важное направление: до 80% всех заболеваний сердца и сосудов – это ИБС, от которой умирало прежде большое количество людей. Благодаря технологическому переоснащению по национальным проектам в здравоохранении, высокотехнологичные методы лечения стали ежедневной работой наших специалистов. Доступны для жителей всего Горнозаводского округа, - подчеркивает главный врач ГБ №4 Константин Аникин. - Вначале чаще всего использовали баллонную ангиопластику. Раздували сосуд. Затем освоили стентирование, когда артерия открывается с помощью постановки специального расширителя (стента), кровь возвращается к сердцу. Так, буквально на глазах, больной с инфарктом возвращается к жизни.
- Вообще, врач, особенно оперирующий, самый счастливый человек, потому что нет другой такой профессии, где вы каждый день чувствовали бы благодарность тех, кого спасли. Это невероятное ощущение, и ни с чем другим его сравнить невозможно,- заключают специалисты кардиоцентра.
История кардиоцентра – это свидетельство преодоления, инноваций и самоотверженного труда. Отважиться на базе обычной городской больницы создать прорывное направление с медтехникой будущего и высокими технологиями в лечении - казалось смелым экспериментом, амбициозным проектом. Но сегодня, спустя три десятилетия, можно с уверенностью сказать: эксперимент удался. В подтверждение - более двух тысяч спасенных, «отвоеванных» у чумы 21 века -инфарктов миокарда - жизней ежегодно.