В Нижнем Тагиле есть клуб любителей ретро.
Участники сообщества не устраивают показы старых кинолент и не обмениваются друг с другом вещами ушедшей эпохи.
Они возрождают из пепла автомобили, ставшие легендами советского автопрома.
По традиции 9 Мая участники клуба провели автопробег в честь празднования Дня Победы.
Колонна ретро-автомобилей проехала по улицам города, собирая приветственные сигналы других автолюбителей.
Словно только сошедшие с конвейера, ГАЗ-21, ГАЗ-69, ВАЗ-2101, «Москвич-2141» приковывали к себе взгляды прохожих.
Среди редкой техники особенно выделялся маленький, но юркий ЗАЗ-689М, более известный как «Запорожец».
Его владелец Дмитрий Шипов одним из первых откликнулся на просьбу корреспондента «ТР» рассказать читателям о том, как появилась идея восстановить «народный» автомобиль, с какими сложностями столкнулся при реставрации и каково это быть «ретроводом».
20 лет во мраке
- Родители всегда поддерживали меня и брата в наших увлечениях. Он, как и папа, с детства подружился с техникой, а я - с музыкой.
Мама не верила, что у меня появится любовь ко всякого рода механизмам, но в 10 лет брат дал мне гаечные ключи и попросил разобрать старый мопед.
С тех пор, придя из музыкальной школы, всегда бежал в гараж, в котором в один из дней появился «Запорожец».
Этот автомобиль был давней мечтой моего брата. Он ему приглянулся еще в детстве. Став постарше, мы стали искать подходящий вариант для восстановления.
Удача улыбнулась нам не сразу. Но как-то раз на Вые на продажу выставили гараж, и брат, проходя мимо, увидел в нем «Запорожец».
Позвонил по объявлению, узнал, продается ли машина отдельно, - хозяева были не против.
Приехали смотреть автомобиль, а брат даже не зашел в гараж, чтобы проверить его состояние.
Сходу сказал: «Беру». Торговаться тоже не стали - заплатили владельцу 17 тысяч и забрали «малыша».
Автомобиль оказался 1994 года выпуска. Ездили на нем всего два года, после чего поставили в гараж и 20 лет не запускали.
Вы удивитесь, но поехал он своим ходом, правда, лишь до первого поворота – все механизмы закисли.
Хорошо сохранился
Первым делом, забрав автомобиль, мы его помыли. К счастью, за столько лет в сыром гараже кузов не покрылся плесенью и ржавчиной, чего не скажешь о салоне.
Он был сильно измазан свечным воском. В гараже не было света, а внуку владельца нравилось с друзьями коротать время в «Запорожце».
На восстановление ушло полгода. Как таковых проблем с запчастями не было, потому что почти все узлы и агрегаты сохранились в рабочем состоянии.
Единственное, что пришлось заменить – цилиндр сцепления. Брат разбирается в технике и смог поставить от «Жигуля». Оригинал найти не удалось.
На Украине еще функционирует завод «ЗАЗ», но поставками запчастей оттуда никто не занимается – в России нет спроса.
Как-то раз хотел купить в интернете накладки на бамперы. Заплатил 4 тысячи рублей, но деталей так и не увидел.
С тех пор не рискую что-либо заказывать на него.
В конечном итоге мы отладили тормоза, заменили сцепление, шины, расходники и выехали в свет.
Больше чем за шесть лет вкладывались только в бензин – автомобиль, хоть и небольшой, но довольно прожорливый.
Был и второй «Запорожец» - точная копия первого. Достался он всего за семь тысяч рублей со всеми запчастями.
Но я тогда был в армии, а брат работал, так что сборкой и покраской пришлось заниматься папе.
Я изначально не понимал, зачем его приобретали – ездить на нем было некому.
Поэтому спустя год после восстановления автомобиль продали за смешные деньги – 27 тысяч рублей.
Бесценные эмоции
Этот «Запорожец» тоже мог уехать к другому владельцу. На выставке в Верхней Пышме коллекционер предлагал мне за него 200 тысяч рублей.
В один момент мы чуть не пожали друг другу руки, но на том же мероприятии пообщался с одним «ретроводом», и мое отношение к автомобилю кардинально изменилось.
Понял главное – сидя за рулем такой машины, испытываешь бесценные эмоции: водители сигналят, прохожие от изумления показывают пальцем, сотрудники ГИБДД останавливают, чтобы узнать, какой пробег – у всех тысяча и один вопрос об этом авто, но я только рад, ведь их осталось совсем не много.
Тот же «Запорожец» сложно встретить даже на выставке, что уж говорить о повседневности.
Думаю, это связано с дешевизной автомобиля – он «народный», его мог позволить себе каждый.
А потому машину никто не жалел, и она быстро оказывалась на свалке.
Езжу на нем нечасто - в основном, летом. В другое время пересаживаюсь на иномарку.
«Запорожец» – специфический автомобиль: разгоняется не быстро, проблемы с торможением из-за того, что двигатель сзади, на большой скорости поднимается передняя часть.
За прошлый год он проехал 1800 км, а за всю жизнь - всего 13000 км. Похоже, так и останется вечно молодым.
В будущем хотим передать его как семейную реликвию нашим сыновьям. Моему - уже три года.
Он часто просится в гараж, чтобы посидеть в салоне этой легенды, покрутить руль туда-сюда.
Старший брат
Сейчас приводим в порядок ЛуАЗ 1977 года.
Надеемся, что в следующем году он примет участие в автопробеге. У этого автомобиля была насыщенная жизнь.
Он достался нам от прадеда, был «рабочей лошадкой», его не берегли: возили в кузове навоз, дрова.
Тогда ведь никто и подумать не мог, что спустя десятки лет люди будут судорожно искать и восстанавливать подобную технику, не жалея средств и времени.
Михаил КОЗИН.