Логотип Тагильский Рабочий

Валентин и Валентина

В здании Демидовской поликлиники на улице Горошникова, 37, где сейчас идет глобальная реконструкция, в годы Великой Отечественной войны располагался родильный дом.

Изображение Валентин и Валентина Скачать изображение в формате JPG

8 февраля 1945-го сюда на первое дежурство пришла дочка санитарки родбло­ка Любови Александровны Пе­тровой - двенадцатилетняя Ва­лечка. Днем девочка отбывала смену в стационаре, с заходом солнца шла на уроки в вечер­нюю школу.

Став совершеннолетней, Ва­лентина поступила в нижнета­гильский медицинский техни­кум, окончила вечерние двухго­дичные курсы медсестер и на­всегда связала свою судьбу со 2-й Советской больницей, в год своего 230-летия получившей наименование Демидовская.

В конце 2022-го Валентине Никитичне Петровой, той самой Валечке, исполнилось 90 лет. Она – сама история тагильского здравоохранения. В буквальном смысле ходячая, поскольку не признает общественный транспорт, по всем делам ходит пеш­ком, в том числе и раз в неде­лю подписчица с полувековым стажем забегает в редакцию «ТР» за свежей газетой. Дома от корки до корки читает «толстуш­ку» мужу: Валентин и Валентина вместе 65 лет.

 

В аптеку - на телеге

12-летняя девчонка-санитарка доросла до уважаемого в коллек­тиве врачей-фронтовиков медра­ботника и секретаря комсомоль­ской организации, профорга.

Валентина Никитична - тру­женик тыла и ветеран труда. Награждена медалью «Труже­ник клинической лаборатории», многочисленными благодарно­стями горздравотдела. Но боль­ше наград ценит свои фотоаль­мы, достойные любой музей­ной экспозиции.

- Смотрите, на этой карточ­ке рядом со мной главный врач больницы в 1945-м Евгений Мав­рикиевич Нейенбург, - вспомина­ет Валентина Никитична. – В войну детей охотно брали в штат. А мы и рады стараться – голодно было, без дополнительных ра­бочих карточек семье не выжить.

Одобрила мою кандидатуру на трудоустройство и заведую­щая роддомом Сара Борисовна Шевелева, эвакуированная из Кривого Рога. Работали мы все в те годы много, тяжело.

Валю взяли на доставку пере­дач для рожениц. Слишком ма­ленького роста, она не дотяги­валась до окошка, приходилось подставлять ящик под ноги.

- На первом этаже располага­лись палаты, на втором - хирур­гия. Печное отопление, во дворе – кочегарка, - продолжает наша собеседница.

Страшно боялась опоздать на работу, это считалось пре­ступлением. Хорошо еще бе­жать приходилось недалеко - одноэтажные жилые строения с огородами стояли там, где сей­час городской фонтан на набережной.

Отец умер, когда Валечке ис­полнилось три года. Детей вос­питывала мама. Позже ушел из жизни и брат. Остались одни женщины – все работали во 2-й Советской. Сестра Вали Алек­сандра Никитична Пискунова - тоже заслуженный работник Демидовской лаборатории.

Чтобы кормить рожениц и других пациентов стационара, больница держала большое подсобное хозяйство: свиньи, лошади. После смен сотрудни­ки уезжали на покосы, пропол­ку и уборку турнепса, моркови, картофеля, на заготовку дров. Сами топили печи, чинили те­леги.

- Новорожденных с номерка­ми на ручках полагалось достав­лять мамам в коляске огромных размеров, надежной, не скри­пучей. Чинили все сами, - улы­бается Валентина Никитична. - Для отопления печи разжигали. Ездила в телеге, запряженной лошадью, в аптеку, туда, где те­перь здание налоговой инспек­ции, за лекарственными препа­ратами для больных и операци­онной.

 

Газета «Тагильский рабочий», сентябрь 1942 года:

«Подписывая рапорт то­варищу Сталину, – расска­зывает главный врач второй советской больницы Евгений Маврикиевич Ней­енбург, – мы взяли на себя обязательство своевремен­но подготовить больницу к зиме. Решили все сделать своими силами.

Ко всему сотрудники боль­ницы приложили свои хозяй­ские руки. Больница не име­ла подсобного хозяйства, что ухудшало питание больных. Коллектив решил создать та­кое хозяйство. Взяли 20 гек­таров земли, из которой 8 гектаров засадили картофе­лем и овощами.

Тщательный уход за посе­вами и уборку урожая обеспе­чил медицинский персонал. Здесь нельзя обойти молча­нием и сметку шофера т. По­мигалова. Сделав некоторые приспособления, он исполь­зовал грузовую машину на пахоте земли. Сейчас он ра­ботает над тем, чтобы с помо­щью автомашины обеспечить обмолот овса.

Заготовлено также 20 тонн качественного сена.

Несмотря на большую за­грузку транспорта, больни­ца в течение лета сумела вы­везти 573 кубометра дров, закупила 200 тонн торфа и 220 тонн коксика. Таким об­разом, топливом больница будет обеспечена полностью.

В помощь постоянной ре­монтной бригаде ежедневно выделялось 16 товарищей, которые починили крыши, от­ремонтировали канализацию, построили два овощехрани­лища (одно для сотрудников больницы), вещевой склад.

Трудно сказать, кто лучше работал на ремонте, – гово­рит старшая сестра т. Дуд­кевич. – Многие товарищи, например, Порошина, сами приходили и заявляли: «Я сегодня свободна, исполь­зуйте меня». И, засучив ру­кава, люди безотказно ра­ботали.

Санитарки оказались ис­кусными малярами и... вся побелка – дело их рук».

 

«Тагильский рабочий» от 3.03 1944 года:

«Коллектив медицинских работников 2-й Совбольни­цы (главврач т. Нейенбург) выполнил свои обязатель­ства, взятые ко Дню Красной Армии. Работники больницы значительно улучшили уход за больными. В родильном отделении открыты новые палаты новорожденных, от­ремонтировано и оборудо­вано помещение под прием­ный покой.

Широко развернута мас­совая работа среди боль­ных. При родильном отделении работает школа матерей. Матери получают здесь необ­ходимые знания по уходу за детьми».

 

Пять главврачей

В Демидовской Валентина Петровна проработала 42 года. Все известные главные вра­чи остались в ее памяти. Каж­дый - эпоха в здравоохранении не только Нижнего Тагила, но и Свердловской области.

- При мне больницей руко­водили Нейенбург, Эпштейн, Великанов, Бабич, Геймбух, – рассказывает Валентина Ни­китична. - Бабич и его супру­га Ирина – уникальный врач-гинеколог были настолько про­стыми и доброжелательными людьми, что и не поверишь. Только благодаря Бабичу уда­лось отстроить новые здания Демидовской. Если бы не его авторитет и уважение к нему на наших предприятиях, сегодня бы нечего было реконструиро­вать. Николай Бабич заботился о здоровье всех – от санитар­ки до завотделения. Мою маму сам лечил, - добавляет Вален­тина Петрова.

Бабич

 

Маевки - речевки - любовь

- Какая замечательная у нас была жизнь, - восклицает Ва­лентина Никитична. - Дружный коллектив. Одно слово - семья. И биохимическая, и клиниче­ская лаборатории, и другие от­деления объединялись, часто выезжали на маевки, проводи­ли праздники, собрания, пели хором, читали речевки. Там и семьи будущие создавались – крепкие, на всю жизнь.

Когда Валечка выходила за­муж, даже фамилию не пришлось менять. Все шутили: «Петрова Валя полюбила Петрова Валю».

Ее избранник Валентин Ва­сильевич Петров после армии приехал в Нижний Тагил для уча­стия в многочисленных строй­ках. Так и проработал 35 лет в домостроительном комбинате, он тоже ветеран труда.

Познакомились у подружки на дне рождения.

- Нам по 25 лет тогда испол­нилось, - улыбается Валентина Никитична. - Послевоенное вре­мя по обеспечению мало чем от военного отличалось, до 1950-голегче не становилось в плане экономики – голод, разруха.

Но Дом культуры работал ежедневно. Ездили на творче­ские конкурсы в Екатеринбург. Костюмы шили на тагильской трикотажной фабрике. Зимой на коньках, лыжах катались.

- Свидания были, как полага­ется, с прогулками, ухаживани­ем. Ходили в парк Бондина на танцы. Детей Бог нам не дал, но мы многим семьям в ходе общественной работы помогали. Мо­его мужа все наши медики лабо­ратории хорошо знали.

Сегодня Валентин Василье­вич на инвалидности и полном попечении своей Валечки.

- Берегу здоровье и силы, чтобы не оставить одного свое­го дорогого и любимого, - объ­ясняет наша героиня.

 

Формула кровина счетах

На одном из комсомольских заседаний Вале стало плохо.

- Меня спасла наша Дятлова – зав. хирургией, фронтович­ка. Одна из великих тагильских хирургов послевоенного пери­ода. Она без УЗИ разглядела, что аппендицит осложненный. Точно все диагностировала. Че­тыре часа оперировала. Маме и сестре ничего не говорила, пока операция не закончилась.

Позже выхаживала, говори­ла: «Ты у меня, Валя, полжизни отняла».

- Тогда медицина была не так оснащена, как сегодня, – гово­рит Валентина Никитична. - В лаборатории формулу крови выводили на счетах. Сейчас - на компьютерах. Но мы понимали свою ответственность за жизнь пациента и не обращали внима­ния на трудности. Помню, для больных гематологии делали все срочно, в любое время су­ток – тяжелые туда поступали, обессилившие от голода люди.

Внимательность и уважение к тем, кому плохо, – от нас этого требовали неукоснительно. Не можешь - уходи, не позорь про­фессию.

Валентина Никитична не оби­жается на то, что в наши дни ее не узнают в поликлинике, когда она приходит туда за справкой – столько лет прошло! Она – одна, кто еще знает, каково это - выле­чить, обогреть и накормить больного. Но мечтает, чтобы встречи ветеранов проводились чаще. Замечательно, если это станет новой традицией в отремонти­рованном музее Демидовской.

 

Анжела ГОЛУБЧИКОВА.

ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВАИ ИЗ АРХИВА ВАЛЕНТИНЫ ПЕТРОВОЙ.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы