Логотип Тагильский Рабочий

Встать на сторону ребенка

В школе дети нередко сталкиваются с проявлением агрессии, чаще всего от таких же ребят. Однако буллинг встречается не только среди учеников - бывают случаи, когда ребенка задевают педагоги. В итоге - пропадает желание учиться.

Изображение Встать на сторону ребенка Скачать изображение в формате JPG

Как помочь ребенку, ока­завшемуся в такой ситуа­ции? С этим вопросом кор­респондент «ТР» обратился к директору центра семейной терапии врачу-психотера­певту Дмитрию ВИНОКУ­РОВУ.

- Когда заходит разговор о взаимоотношениях взрослых и детей, вспоминаю одного собеседника среднего возрас­та. Он рассказал, что восемь лет по утрам шел в школу с ужасом, ему было страшно, он останавливался за углом, чтобы перевести дух и собраться, за­ставить себя подойти к крыль­цу, подняться и шагнуть внутрь. Этот ужас мужчина помнит до сих пор.

Каким нужно быть сильным, чтобы выжить в несправедли­вом мире взрослых! «Неужели за восемь лет никто из учителей не заметил, не подошел, не предложил помощь?» «Нет, - го­ворит. - Все видели, но вместо сочувствия - подшучивали».

Мне, как взрослому челове­ку, который работает с детьми и подростками, очень больно слушать такое. Представляе­те, в классе сидел бы ученик, которому плохо, неужели я бы не заметил? Конечно, заметил бы, другой вопрос, как бы от­реагировал.

Наш центр проводит семи­нары для учителей, разбираем разные ситуации. Некоторые говорят, что им за это не пла­тят, другие - «не на психолога учился, а преподавать геогра­фию, почему я должен…» Здесь встает вопрос, а чем же вообще должна заниматься школа. Считаю, что школа - это не только учреждение, где дают знания, их можно и в интер­нете получить. Это место, где ребенку, на мой взгляд, нужно помогать взрослеть, социали­зироваться, то есть входить в жизнь; обучать каким-то навы­кам, прежде всего, тем, чему в интернете сам не научишься. Это как раз умение общаться, разговаривать друг с другом, решать вопросы отношений не­насильственным путем. Пред­положим, у нас коллектив - это 25 учеников и десять учителей, которые их учат. Вот в этом маленьком обще­стве и нужно учить детей коммуницировать между собой и со взрослыми.

Школа весь мир иде­альным не сделает, но внутри себя может сформулировать пра­вила и их объявить. А потом придумать, как взрослый коллектив педагогов с высшим образованием эти правила будет поддерживать.

К сожалению, бывают слу­чаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, спо­собности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Дети чаще всего молчат об этом дома, думая, что так и должно быть, ведь взрослые всегда правы.

- Что делать ребенку в такой ситуации?

- Не уверен, что ребенку что-то нужно делать. При чем тут он? В таком положении дел полностью ответственен старший. Школьник не сможет ничего противопоставить. Даже если ему 17 лет, что, он должен собрать педагогов и сказать: «Дорогие учителя, сегодня к четырем часам подходите на собрание».

- Как распознать роди­телям, что с их сыном или дочерью что-то не так, если он не рассказывает об этом?

- Первый признак - нежелание ходить в школу. Не разовое, до­пустим, когда забыл сделать до­машнее задание, а систематиче­ское. При этом ребенок не хочет отвечать на вопросы «почему?» Второе - заниженная самооцен­ка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его отношения сильно зависит мне­ние ребенка о себе. Чем сильнее педагог давит на ученика, тем ниже у него будет самооценка, которая скажется в дальнейшей жизни. Третье - страх перед школой и учителями.

Доверительно поговорите с ребенком, объясните, что все в порядке, он такой же, как другие, и вы - на его стороне, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

В школе сначала по­пробуйте поговорить с педагогом, выяснить причины такого отно­шения к ребенку. Мо­жете привлечь к разго­вору других родителей вашего класса. Если не нашли понимания - есть директор, педагогический коллектив, педсовет. Найдите учителя в школе, который сможет взять шефство над учеником, помочь, защитить. Поверьте мне - такие педагоги есть в каждой школе.

К сожалению, не всегда получается урегулировать кон­фликт внутренними силами. Тогда можно идти в управление образования. А если все зашло совсем далеко, то лучше поме­нять образовательное учрежде­ние. Не стесняйтесь, тщательно выбирайте школу, в которой ребенку будет комфортно. Разговаривайте с учителями, администрацией. Предста­вители тоталитарного стиля преподавания, как правило, отличаются выраженной про­фессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворе­ния от своей работы и любви к ученикам – обычно подобное отношение чувствуется сразу.

Каждый день разговаривай­те с ребенком, интересуйтесь его переживаниями, радуйтесь успехам. Тогда вы сможете сразу заметить изменения в поведении. И обязательно об­ратитесь к психологу, чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению.

В центре семейной те­рапии мы оказываем под­держку детям и взрослым, оказавшимся в трудной си­туации. Можно записаться на бесплатную консультацию с психологом по телефону: 8-900-206-06-06 (по поне­дельникам с 9.00 до 14.00).

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Поиск по сайту

Разделы