Как помочь ребенку, оказавшемуся в такой ситуации? С этим вопросом корреспондент «ТР» обратился к директору центра семейной терапии врачу-психотерапевту Дмитрию ВИНОКУРОВУ.
- Когда заходит разговор о взаимоотношениях взрослых и детей, вспоминаю одного собеседника среднего возраста. Он рассказал, что восемь лет по утрам шел в школу с ужасом, ему было страшно, он останавливался за углом, чтобы перевести дух и собраться, заставить себя подойти к крыльцу, подняться и шагнуть внутрь. Этот ужас мужчина помнит до сих пор.
Каким нужно быть сильным, чтобы выжить в несправедливом мире взрослых! «Неужели за восемь лет никто из учителей не заметил, не подошел, не предложил помощь?» «Нет, - говорит. - Все видели, но вместо сочувствия - подшучивали».
Мне, как взрослому человеку, который работает с детьми и подростками, очень больно слушать такое. Представляете, в классе сидел бы ученик, которому плохо, неужели я бы не заметил? Конечно, заметил бы, другой вопрос, как бы отреагировал.
Наш центр проводит семинары для учителей, разбираем разные ситуации. Некоторые говорят, что им за это не платят, другие - «не на психолога учился, а преподавать географию, почему я должен…» Здесь встает вопрос, а чем же вообще должна заниматься школа. Считаю, что школа - это не только учреждение, где дают знания, их можно и в интернете получить. Это место, где ребенку, на мой взгляд, нужно помогать взрослеть, социализироваться, то есть входить в жизнь; обучать каким-то навыкам, прежде всего, тем, чему в интернете сам не научишься. Это как раз умение общаться, разговаривать друг с другом, решать вопросы отношений ненасильственным путем. Предположим, у нас коллектив - это 25 учеников и десять учителей, которые их учат. Вот в этом маленьком обществе и нужно учить детей коммуницировать между собой и со взрослыми.
Школа весь мир идеальным не сделает, но внутри себя может сформулировать правила и их объявить. А потом придумать, как взрослый коллектив педагогов с высшим образованием эти правила будет поддерживать.
К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Дети чаще всего молчат об этом дома, думая, что так и должно быть, ведь взрослые всегда правы.
- Что делать ребенку в такой ситуации?
- Не уверен, что ребенку что-то нужно делать. При чем тут он? В таком положении дел полностью ответственен старший. Школьник не сможет ничего противопоставить. Даже если ему 17 лет, что, он должен собрать педагогов и сказать: «Дорогие учителя, сегодня к четырем часам подходите на собрание».
- Как распознать родителям, что с их сыном или дочерью что-то не так, если он не рассказывает об этом?
- Первый признак - нежелание ходить в школу. Не разовое, допустим, когда забыл сделать домашнее задание, а систематическое. При этом ребенок не хочет отвечать на вопросы «почему?» Второе - заниженная самооценка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его отношения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог давит на ученика, тем ниже у него будет самооценка, которая скажется в дальнейшей жизни. Третье - страх перед школой и учителями.
Доверительно поговорите с ребенком, объясните, что все в порядке, он такой же, как другие, и вы - на его стороне, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
В школе сначала попробуйте поговорить с педагогом, выяснить причины такого отношения к ребенку. Можете привлечь к разговору других родителей вашего класса. Если не нашли понимания - есть директор, педагогический коллектив, педсовет. Найдите учителя в школе, который сможет взять шефство над учеником, помочь, защитить. Поверьте мне - такие педагоги есть в каждой школе.
К сожалению, не всегда получается урегулировать конфликт внутренними силами. Тогда можно идти в управление образования. А если все зашло совсем далеко, то лучше поменять образовательное учреждение. Не стесняйтесь, тщательно выбирайте школу, в которой ребенку будет комфортно. Разговаривайте с учителями, администрацией. Представители тоталитарного стиля преподавания, как правило, отличаются выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно подобное отношение чувствуется сразу.
Каждый день разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его переживаниями, радуйтесь успехам. Тогда вы сможете сразу заметить изменения в поведении. И обязательно обратитесь к психологу, чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению.
В центре семейной терапии мы оказываем поддержку детям и взрослым, оказавшимся в трудной ситуации. Можно записаться на бесплатную консультацию с психологом по телефону: 8-900-206-06-06 (по понедельникам с 9.00 до 14.00).