Раньше думала, что водителями трамваев работают только женщины. Отнюдь. Представители сильной половины, оказывается, тоже с удовольствием управляют электротранспортом, и мужчин-вагоновожатых в НТ МУП «Тагильский трамвай» не один и не пять. Хотя, в основном, считается, это женская профессия, с чем вовсе не согласен мой визави – Дмитрий ТАПЧЕВСКИЙ. С ним мы встретились в депо на Кушве во время его обеденного перерыва. На разговор и фото – 15 минут.
Дмитрий начал водить трамвай в Нижнем Тагиле в 1993 году. Спустя пять лет уехал из города, успел 13 лет поработать вагоновожатым в Екатеринбурге, а год назад вернулся, как говорит, на историческую родину. В НТ МУП «Тагильский трамвай».
- Дмитрий, почему не автобус, не маршрутное такси?
- Для меня это всегда был необычный транспорт. В первую очередь, экологически чистый. Совершенно не считаю эту профессию женской. Сказал бы, она далеко не женская. Здесь много технических нюансов, справляться с которыми тяжело. Например, сцепить неисправный вагон для дальнейшей отбуксировки в депо. Это нелегко. Конечно, женщина справится, но ей будет намного сложнее.
В 1993 году вернулся из армии, служил в Петропавловске-Камчатском в артиллерии. Время, скажем так, немного беспокойное – путч, приход Ельцина.
Раздумий, что делать дальше, для меня не было: пойду учиться на водителя трамвая. Как известно, раньше было два трамвайных парка, один относился к Уралвагонзаводу, второй – к НТМК. Получал профессию в центре производственного обучения УВЗ. Через полгода окончил курсы и стал водителем.
Очень хорошо помню свой первый трамвай модели КТМ-5М3, вагон номер 79, ходил по 10-му маршруту «УВЗ – Пихтовые горы». Вагон был, мягко говоря, далеко не новый, приходилось прилагать немало усилий, чтобы поддерживать его в надлежащем состоянии.
- Много тогда было пассажиров?
- Да уж достаточно. В часы пик все желающие в трамвай не входили, многие буквально висели на подножках, мне оставалось везти их бережно и аккуратно понимал – люди спешат на работу. Причем никто никогда не возмущался, более того – были рады, что смогли протиснуться. Главное – зацепиться: кому-то за поручни, кому-то - за соседа.
Зимой в салоне холодно, полностью замороженные окна все в оттаявших кружочках – чтобы видеть дорогу и не проехать свою остановку.
- В вашей работе важно взаимодействие с кондуктором?
- А как же? Считаю, кондуктор и водитель – одна команда. Практически не вижу и не знаю, что происходит в салоне. Так что кондуктор – директор салона, ну а я – директор кабины.
- Конечно, за 30 лет движение в городе значительно изменилось. Интенсивные автопотоки, жесткая езда, нервные и нетерпеливые водители. Как на все это реагируете, Дмитрий?
- Всегда спокойно и адекватно оцениваю ситуацию. Звонок нервно не включаю. А зачем? Он же перегорит и вообще не будет работать.
Кстати, коллег-водителей, непрестанно звонящих в любой ситуации, даже без форс-мажора, достаточно. Где-то их понимаю: у каждого своя специфика, свой психотип. Мне работается спокойно, раздражающие факторы не действуют.
Работа вагоновожатым в Екатеринбурге научила многому: в огромном мегаполисе все в несколько раз сложнее – движение интенсивнее, пассажиропоток значительнее. После столицы Урала о своей сегодняшней работе могу уверенно сказать: «Я просто отдыхаю».
- Что в работе водителя трамвая в приоритете?
- В первую очередь, конечно, знание правил дорожного движения. Водитель должен думать за всех – за автомобилистов, за пассажиров, за себя и за того парня. При этом некоторые вагоновожатые умудряются еще по телефону разговаривать. К счастью, таких мало, их жестко наказывают. Стоит сказать, иногда это бывает необходимым – например, звонит с рабочими вопросами диспетчер, надо его выслушать, вдруг впереди авария, и надо правильно перестроить маршрут.
Аварий за весь период моей работы хватало. Но честно могу сказать: по моей вине – ни одной.
- Случались ли в вашей практике необычные, возможно, экстремальные случаи – роды в салоне, свадьбы, драки?
- Слава Богу, нет. Правда, однажды, когда еще работал в Екатеринбурге на экскурсионном трамвае, люди отмечали в салоне Новый год, возил их по городу всю ночь.
В свое время изъездил все вагонские маршруты. Сейчас работаю на 12-м – «Пихтовые горы – Островского». График 12-часовой – два через два. Бывает, смена и в пять, и в шесть, и в восемь утра начинается. Есть у нас и трехсменный график. Последний вагон людей привозит на УВЗ к ночной смене и в районе двух ночи возвращается в депо.
***
Искренне считаю, что Дмитрию Тапчевскому с профессией повезло. Во-первых, любимая на долгие годы работа, во-вторых, отличный и дружный коллектив. Ну и, конечно, красивая картина за окном кабины трамвая – обновленная Вагонка, Тагильский пруд, прекрасный центр Нижнего Тагила с Театральной площадью, драмтеатром, заводом-музеем и Лисьей горой. Не работа, а мечта.
Елена РАДЧЕНКО.
85 лет открытию трамвайного движения
28 февраля 1937 года, в 16 часов, в Нижнем Тагиле из парка вышел первый празднично украшенный трамвай. Первый рейс «Красный Камень – вокзал – центр» с остановками он преодолел за 16 минут. Вслед за ним подошли еще три трамвайных состава. На площади у цирка после небольшого митинга в честь открытия трамвайного движения в Тагиле в вагоны сели гости и первые пассажиры. В день пуска трамвая движение продолжалось до двух часов ночи. По маршруту «Центр (рынок у к/т «Искра») – вокзал» курсировали три состава, по маршруту «Красный Камень (депо) – центр» - один состав. Пуск трамвая был для тагильчан настоящим праздником.
В 1940-м открылась ветка до Тагилстроя. Что любопытно, надежного моста через железнодорожные пути еще восемь лет не было: пассажирам приходилось переходить мост пешком. В том же 1940-м начала работать линия, соединяющая Уралвагонзавод и улицу Менделеева в «центральной» части города.