– Наверное, ему жарко, – произносит Егор и начинает помогать манекену раздеться. Получается отлично: спустя несколько минут остались только брюки и футболка, а теплая одежда была аккуратно положена на стол. Так дети с ограниченными возможностями здоровья учатся самообслуживанию и развивают мелкую моторику. Научить этому малышей и подростков – только одна из задач центра.
Егор и Анастасия находятся здесь уже 20 дней – стационарная форма пользуется большим спросом: дети вместе с родителями в течение 21 дня, находясь круглосуточно в центре, проходят курс комплексной реабилитации и абилитации.
– Педагоги замечательные, сын за это время многому научился, – замечает Анастасия Елфимова. – Начал самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, с первого занятия с логопедом стал выговаривать букву «р». Мы попали сюда по федеральной программе – предложили воспользоваться такой возможностью, когда оформляли инвалидность.
В рамках социального обслуживания (по индивидуальной программе предоставления социальных услуг) в прошлом году услуги по реабилитации и абилитации бесплатно получили 2853 ребенка (дети-инвалиды и дети с ОВЗ, без группы инвалидности) Свердловской области, у 83% из них по результатам диагностики отмечены улучшения.
С удовольствием
Занятия проходят с утра до вечера, и каждый день программа разная. Кабинеты с современным оборудованием, тренажерный зал, кабинет логопеда и многое другое. К каждому ребенку - индивидуальный подход, учитывающий особенности их здоровья и возраста.
– Егору - 6 лет, в этом году он пойдет в школу. Сын очень любопытный, ему все здесь интересно. С удовольствием ходит на занятия и многому учится! – говорит мама мальчика.
Пройдя по кабинетам, понимаешь, почему дети с радостью занимаются. Чего только стоит сенсорная комната чуткого педагога-психолога Натальи Гребневой! Полумрак и разноцветные огоньки, интерактивный пол. Когда встаешь на него, появляются звезды, прохладный песок.
– Здесь мы развиваем не только тактильные ощущения, но и работаем с ориентацией в пространстве: нейропсихологическими упражнениями тренируем нейронные связи ребенка, которые помогают ему в познавательной деятельности и общении, – рассказывает педагог.
В тренажерном зале, как и в сенсорной комнате, есть занятия для ребят любого возраста. Детские велотренажеры для малышей, гребной тренажер, беговая дорожка с удлиненной платформой для детей постарше и тех, у кого есть нарушения опорно-двигательного аппарата; велотренажеры со спинкой, имитатор ходьбы – для мальчишек и девчонок с ДЦП, которые практически не могут ходить.
Особое внимание привлек иппотренажер. Всем известно, что иппотерапия – один из популярных и действенных способов реабилитации. Лечебная верховая езда укрепляет мышцы и осанку, повышает гибкость позвоночника, однако не всегда есть возможность посещать конные прогулки. Специальный тренажер выполняет те же функции, передавая «всаднику» двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе.
Гармония в семье
Практически круглосуточно целая бригада специалистов центра (логопеды, дефектологи, социальные педагоги-психологи, инструкторы по ЛФК, специалисты по социальной реабилитации) работает с ребенком и учит его не только осваивать необходимые в быту навыки, но и познавать мир через творчество.
Многие семьи, прошедшие курс в реабилитационном центре, отмечают, что дома наступает гармония, и близким становится легче найти общий язык. В то время, когда ребенок посещает занятия, родители тоже учатся. Специалисты центра информируют их о процессе и результатах реабилитации, дают рекомендации, обучают, рассказывают, что делать дальше. На протяжении всего курса семью сопровождает куратор, который своевременно может скорректировать маршрут ребенка для получения лучшего результата.
– Дети-инвалиды могут получить услуги в полустационарной и в стационарной форме. Специалисты проводят диагностику ребенка перед началом процесса реабилитации и в его середине (это позволяет при необходимости изменить курс), а в конце проводится оценка эффективности реабилитации и абилитации. Родитель получает выписку с конкретными рекомендациями, а также информацией о возможности последующих реабилитационных мероприятий в рамках социального обслуживания по месту жительства, – поясняет директор реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Татьяна Лунева. – У более 80% детей, прошедших курс комплексной реабилитации и абилитации в реабилитационном центре Нижнего Тагила, наблюдаются улучшения в познавательной деятельности, улучшаются коммуникативные навыки, навыки самообслуживания, мобильность, что, в свою очередь, способствует успешной социализации.
Мария РОМАНОВА.
ФОТОРЕПОРТАЖ.
Федеральный пилотный проект Минтруда РФ по реабилитации и абилитации детей, чья инвалидность впервые была установлена в возрасте от 4 до 17 лет, стартовал в Свердловской области в июне 2022 года.
Начинание реализуется при поддержке губернатора Евгения Куйвашева и одобрено президентом РФ Владимиром Путиным.
Наш регион , а также Тюменская область, были выбраны пилотными площадками проекта после того, как специалисты федерального ведомства посетили социальные учреждения и дали оценку: материальная база хорошая, персонал показал высокий уровень компетентности и вовлеченности в свою профессию.
- Анализ индивидуальных программ ребенка-инвалида показывает, что социальная реабилитация и абилитация, наряду с медицинской, является одним из наиболее востребованных направлений,- сообщил министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов. - В них нуждаются практически все дети-инвалиды.
Одна из целей проекта: применить на практике новую технологию – электронный сертификат, с помощью которого можно оплачивать услуги по восстановлению и приобретению социальных навыков.
Электронный сертификат для реабилитации и абилитации несовершеннолетних выдается на сумму от 79,8 тысячи до 102,9 тысячи рублей, цифра варьируется в зависимости от формы пребывания ребенка в учреждении.
Отметим, что всего в регионе проживает свыше 21 тысячи детей с инвалидностью.
Средства на программу выделяет федеральный бюджет, для ее реализации рекомендованы десять профильных учреждений Среднего Урала, в том числе один в Нижнем Тагиле.