Логотип Тагильский Рабочий

Любимая математика. Учитель школы №20 Иван Журавлев

Вы помните своего учителя математики? А каким вы были учеником? Ответственным, любознательным или, бывало, прогуливали уроки алгебры и геометрии? Герой сегодняшнего материала может найти подход к любому школьнику. Иван ЖУРАВЛЕВ преподает математику в школе № 20 11 лет, и недавно стал победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года России».

Изображение Любимая математика. Учитель школы №20 Иван Журавле Скачать изображение в формате JPG

Складывать и вычитать Ивану нравилось с детского сада. Потом, во время учебы в 86-й гимназии, убедился, что детское увлечение может стать профессией. В старшей школе пошел в класс политехнического профиля, затем выбирал между двумя тагильскими вузами - Нижнетагильским государственным социально-педагогическим институтом и Нижнетагильским технологическим институтом (филиалом) УрФУ.

– Понял, что учеба в пединституте мне ближе, – рассказывает Иван Журавлев. – Хотелось, чтобы работа была связана не только с любимой математикой, но и с общением с людьми. И нашел, как совместить эти вещи.

Учеба в НТГСПИ заняла семь лет. Бакалавриат, год специалитета и два года магистратуры. Но и на этом Иван не остановился: поступил в аспирантуру и одновременно с этим начал работать в 20-й школе.

– Это было в 2012 году. Не верится, что прошло уже больше 10 лет, – говорит он. – Отучился в аспирантуре, стал кандидатом педагогических наук. Совмещать учебу и работу было сложно. Помню, как после уроков ехал на вечерние пары по философии. А написание кандидатской заняло пять лет.

Главные правила

Профессиональный путь молодого учителя начался с уроков математики у пятиклассников, продолжился преподаванием в средней школе, а затем – в старшей.

– Все дети хорошо воспринимают учителя с четкой системой требований, это я понял еще в начале работы. Нет домашнего задания, не выучил уроки – двойка, подготовился к занятию – оценка «отлично». Такие правила являются фундаментом, на котором можно выстраивать продуктивные взаимоотношения. При этом, думаю, дети меня воспринимают не как строгого педагога, но четкая грань есть: я – учитель, они – ученики. Ребята могут обратиться ко мне за советом, стараюсь им помочь. Бывает, кто-то не понимает тему на уроке, тогда мы остаемся после занятий и вместе разбираем ее. И я к ним могу обратиться, например, с просьбой помочь перед едиными экзаменами перенести принтеры в кабинеты, и, как правило, они не отказывают.

У всех учителей есть любимые ученики, просто это не стоит демонстрировать и относиться к ним как-то иначе, уверен Иван Журавлев.

– Правила должны быть для всех одинаковыми. Класс не может быть для педагога серой массой, каждый из учеников – личность, и в силу их качеств внутри себя к кому-то относишься лучше, к кому-то - хуже. Главное – не показывать этого. Вспоминаю себя школьником. Ответственно относился к учебе, не хулиганил и не опаздывал на уроки, старался выполнять требования учителей, хотя и не всегда это получалось… Любил математику. Думаю, такой ученик мне бы понравился, – улыбается Иван.

Найти «икс»

Математика – сложная наука, и, конечно, не все школьники ее любят. Для старшеклассников есть отличный мотиватор – единый государственный экзамен, который предстоит сдать всем, кто хочет получить аттестат. А вот детей помладше необходимо заинтересовать предметом.

– Фраза «экзамен через четыре года» для пятиклассников звучит как «в другой жизни», поэтому их нужно увлечь, показать применение математических методов в решении бытовых задач. Всем интересно вычислить, насколько устойчив к взлому пароль от аккаунта в социальных сетях, узнать свою скорость ходьбы на пути от дома до школы и многое другое – математика нужна везде, – рассказывает учитель.

Нередко бывает, что, даже применив знания на практике, любовь к математике у школьников не появляется. И иногда такие ученики становятся героями запоминающихся веселых историй. Представьте:

– Пришло время очередной самостоятельной работы. Раздал карточки, на которых нарисован прямоугольный треугольник: длина катетов известна, а вот гипотенуза обозначена «иксом», который и требуется найти. Спустя пару минут мой ученик, недолюбливающий математику, встает из-за последней парты и гордо идет сдавать работу – еще бы, он уже получил ответ, в то время как отличники все еще думали над решением. Смотрю на листочек, а «икс» там действительно найден: обведен в кружок и аккуратно подписан «Вот он». Потом девятиклассник искренне удивился, почему за самостоятельную у него двойка.

Желаем удачи!

В конкурсе «Учитель года» Иван участвует второй раз. В 2017 году он занял второе место на муниципальном этапе, и желание это исправить не покидало его пять лет – именно столько победитель или призер, согласно положению конкурса, не может повторно участвовать в соревновании.

Сейчас тагильский педагог вошел в число 15 лучших учителей, прошедших в очный тур регионального этапа.

– Приду домой, проведу время с семьей, уложу сына спать и буду готовиться к открытому уроку, – говорит он. – Обычно этим занимаюсь по ночам.

В 2023 году в Свердловской области на конкурс «Учитель года России» было зарегистрировано 89 заявок из 39 муниципальных образований Свердловской области. Вчера Иван провел в Екатеринбурге открытый урок и, надеемся, продолжит борьбу за звание учителя года. Ко второму конкурсному состязанию будут допущены только 7 из 15 участников. Им предстоит провести внеурочные занятия с детьми, мастер-класс для коллег и принять участие в заседании «круглого стола» «Вопрос учителю года» с представителями министерства образования и молодежной политики.

Как папа

Свободного времени у учителя не так много, тем более, когда в самом разгаре подготовка к конкурсным испытаниям.

– Скоро лето, надеюсь, удастся выбраться с друзьями в велопутешествие. Обычно мы уезжаем на неделю, катаемся по Уралу, ночуем в палатках.

Кроме путешествий раньше Иван часто участвовал в игре «Что? Где? Когда?» - спортивная версия (она имеет ряд особенностей, главная из которых – соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах). Сейчас старается уделять больше внимания семье, в том числе воспитанию четырехлетнего сына Никиты. Он, как и папа, увлекается цифрами и, как мама, которая по образованию учитель английского языка, английским.

– Часто играем с сыном в арифметические игры, но задачи вырастить математика у меня нет. Подрастет и сам выберет, чем заниматься в жизни, как это когда-то сделал я. И, кстати, ни разу не пожалел о своем выборе. Счастлив от того, чем занимаюсь.

 

Мария РОМАНОВА.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ИВАНА ЖУРАВЛЕВА.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы