Логотип Тагильский Рабочий

Служба примирения. Педагог-психолог гимназии №86 Нижнего Тагила Наталья ПИЦЕНКО

Отличник, тянущийся к знаниям, скромный, неприметный ученик или мечтатель за последней партой… Жертвой детских нападок может стать кто угодно. Часто дети бывают, как нам кажется, необъяснимо жестоки. Давайте разберемся, почему так происходит и что могут сделать родители и педагоги. Понять причины конфликта, узнать, как его предотвратить, и что делать, когда он в самом разгаре, поможет педагог-психолог гимназии № 86 Наталья ПИЦЕНКО.

Изображение Служба примирения. Педагог-психолог гимназии №86 Н Скачать изображение в формате JPG

Свои среди своих

– Что может стать причиной детских конфликтов в школе? Есть ли «виноватые»?

– Причин много: особенности семейного воспитания (ребята, которые проявляют насилие по отношению к другим детям, инициируют и организуют травлю, часто сами сталкивались с жестоким отношением и оскорблениями в свой адрес), индивидуальные особенности ребенка (стремление быть лидером; указывать окружающим, что и как нужно делать; завышенная или заниженная самооценка, желание привлечь к себе внимание любыми способами; склонность искать источники проблем не в себе, а во внешнем мире; привычка снимать напряжение через насилие над другими, низкий уровень эмпатии, плохой контроль своих агрессивных реакций). На детей влияют трансляции насилия в СМИ, социальных сетях, компьютерных играх. И, конечно, реальная опасность среды и сообщества. Поэтому важна психологическая безопасность ребенка в школе и в коллективе.

– В каком возрасте такое явление часто встречается (начальная школа, средняя, старшая)? Как думаете, почему?

– Чаще всего травля возникает в предподростковом и подростковом возрасте, когда ребята проходят стадию освоения принадлежности группе. Им надо научиться быть «своим среди своих», освоить групповую иерархию, соблюдать общие правила. Позже, в подростковом и юношеском возрасте, придет время учиться противостоять группе, отстаивать свою индивидуальность, сопротивляться давлению, но в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае». Это возраст групповой лояльности и сплоченности. Таким образом, травля – проблема группы. Детские коллективы оказываются перед ней беззащитны, если нет взрослого, который руководит психологической атмосферой.

Быть на стороне ребенка

– Что делать учителю, если он замечает агрессивное отношение к ребенку в классе?

– Учителю обязательно надо сообщить об этом классному руководителю. Устранение конфликта – это командная работа администрации, педагогов и психолога, но учитель может и должен действовать по обстоятельствам: останавливать драки, оскорбления, неуместные шутки. Классному руководителю необходимо подробно прояснить ситуацию. Если до грубых нарушений и физического насилия дело не дошло, надо провести беседу со всеми участниками конфликта, а если ребенок нарушил устав школы – вызвать родителей и привлечь руководство образовательного учреждения.

– Чем можно помочь пострадавшему? Как быть родителям, когда их ребенок уже втянут в конфликт?

– Задача родителей – быть на стороне ребенка. Ни в коем случае не допускается критика по отношению к детям. Только любовь, внимание, поддержка, сочувствие, сопереживание и, безусловно, защита. Ребенок, которого травят, ни в чем не виноват. Даже если ситуация понятна не до конца, главное – сказать ребенку, что в происходящем нет его вины. Выслушать его, но не судить, не оценивать и не заставлять действовать. Обязательно надо обратиться к классному руководителю и педагогу-психологу. Ваш ребенок получил психоэмоциональную травму, и чем быстрее он начнет работу с психологом, тем лучше.

Не стесняйтесь просить о помощи. Можно обратиться за советом в проекты «Травли.Net», «Каждый важен», «Я родитель» (www.ya-roditel.ru). Позвонить на «горячую линию» детского телефона доверия 8-800-2000-122. Изучить материалы на сайтах фонда «Шалаш» (shalash.academy) и проекта #неткибербуллингу. Возможно, вас поддержат книги «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» Натальи Цымбаленко и «Травля: со взрослыми согласовано» Светланы Моториной. Их написали мамы, которым удалось отстоять права своих детей в подобной ситуации.

Поддержка, а не карающая инстанция

– Как не допустить травлю в школе?

– Профилактика должна быть заложена в организационной культуре школы. Учебное заведение обязано сделать все, чтобы дети могли разрешать ссоры без применения физической силы, умели уверенно и твердо противостоять насилию. Одним из решений этой задачи является создание школьных служб примирения (медиации).

Школьная служба примирения – это объединение учеников, родителей и педагогов, заинтересованных в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций с помощью метода школьной медиации, медиативного подхода и использовании восстановительной практики в профилактической работе. В гимназии такая служба примирения существует с 2014 года.

– Как можно предотвратить такие конфликты, научить ребенка постоять за себя?

– Лучший способ борьбы с травлей – ее профилактика. В процессе реализации программы профилактической работы гимназии мы во многом опираемся на деятельность школьной службы примирения (медиации) гимназии. И работа начинается еще в начальной школе.

Так, в 1-4-х классах гимназии школьные медиаторы совместно с педагогами проводят часы общения для учащихся, которые составляют основу содержания профилактической программы «Развивающая психология». Она направлена на раннюю профилактику девиаций. Профилактическую работу медиаторы продолжают в основной школе, проводя круги сообщества, детско-взрослые собрания, ролевую игру «Разрешение конфликта», реализуя профилактический проект «ОБИДКА» (Обычная История Детской Коллективной Агрессии). Также кураторы школьной службы примирения гимназии проводят обучение родителей в рамках программы «Родительский университет» (например, в форме детско-взрослых собраний) и индивидуальных консультаций.

– Если такое происшествие случится в гимназии, какими будут ваши действия?

– В своей деятельности использую принципы и технологии восстановительной медиации, поэтому направляю свое внимание на:

  • признание факта травли и негативных последствий этого для всех втянутых в нее участников (включая администрацию, родителей, учителей);
  • прояснение происходящего (поскольку травля – скрытый процесс, и без понимания происходящего с разных сторон сложно принимать адекватные решения) с помощью проведения индивидуальных и групповых консультаций, организации и проведения программ восстановительной медиации;
  • обсуждение ситуации с участием всех людей, вовлеченных в буллинг и в процесс реагирования на него (проведение занятий проекта «ОБИДКА», технологии «Круг сообщества» и т.д.)

Параллельно организую психотерапевтическую работу с жертвой травли (сама или с помощью других специалистов).

– По-вашему, стоит наказывать обидчика?

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Надо внимательно разобраться в ситуации. Когда говорят «травля», никогда не имеют в виду только агрессора и жертву, всегда присутствует некий коллектив, внутри которого конфликт происходит. Это возможно, потому что коллектив поддерживает. Если в нем есть люди, которые начинают говорить о неприемлемости действий, он прекращается. Поэтому нельзя сводить вопрос к работе только с агрессором. Проблема шире, и стоит вопрос о том, чтобы развивать в обществе культуру ненасилия и учить детей выражать неодобрение такого поведения. Что касается работы с агрессором. Если ребенок стал им, то это не значит, что он плохой, просто ему надо помочь. Предоставьте ему возможность позитивной самореализации, помогите проявить себя по-другому, найти его сильные стороны. Подход должен быть не как к преступнику, а как к раненому ребенку. Здесь нужна серьезная психокоррекционная работа с психологической травмой. Ведь чем сильнее «ранен» ребенок, тем сильнее он будет кусаться и сопротивляться, пока до него будут пытаться достучаться. Многих детей отличает низкий уровень самоконтроля. Поэтому мы, взрослые, должны быть поддержкой, а не карающей инстанцией.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы

Читайте новости: