Логотип Тагильский Рабочий

«Солнечная береста» с уральским орнаментом

Туеса, солонки, травницы, сухарницы… И все они стоят не за стеклом витрины, а просто на столе, их можно рассмотреть и потрогать. В этом особенность творческих встреч тагильчан с мастером по художественной обработке бересты Сергеем Коротченей: люди не просто приходят в музей, а имеют возможность в прямом смысле слова прикоснуться к искусству, старинному промыслу.

Изображение «Солнечная береста» с уральским орнаментом Скачать изображение в формате JPG

Участник многочисленных фестивалей и конкурсов, дважды получивший звание «Мастер года» и Гран-при городского конкурса по декоративно-прикладному искусству имени Худояровых, обладатель званий «Мастер народных художественных промыслов Свердловской области» и «Народный мастер России», создатель музея «Солнечная береста», он в представлении не нуждается. У него более двух десятков персональных выставок, о нем написаны десятки материалов в прессе. А он не только не успокаивается, но и с удвоенной энергией проводит многочисленные мастер-классы, признаваясь, что переживает за промысел и ищет способных учеников, чтобы передать им свой опыт, накопленный за три десятилетия работы с берестой.

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике коксохимического производства ЕВРАЗ НТМК, Сергей Коротченя заинтересовался изделиями из бересты в конце 1980-х, хотя считает, что начало было положено намного раньше, в то время, когда он гостил у бабушки с дедушкой в деревне. Теперь он признанный мастер, а его уральские орнаменты в современной обработке узнаваемы на всех фестивалях.

Участникам творческих встреч он рассказывает, как изучал историю, листал книги, ведь персональных компьютеров с интернетом в те годы еще не было. Профессия помогала, так как смог сам разработать удобный пробойник для бересты. Мастерской еще не было, поэтому работал дома, изучая различные технологии. И в итоге увлечение стало образом жизни.

- Захотел украсить кухню. С этого и началось, - рассказал Сергей Коротченя, отвечая на вопросы тагильчан. – Все изделия можно использовать в быту, сувениры я не делаю. И на заказ не работаю, потому что это совсем другое состояние, все должно идти от души.

Мастер говорил об особенностях заготовки березовой коры, об этом очень ранимом материале, на котором остается след от любой царапины, о том, как стал разрабатывать трафареты, которые существенно облегчили работу с большими изделиями. Признался, что пробовал экспериментировать и с росписью, когда другие художники расписывали его работы, но быстро понял - это направление не его.

Зашел разговор и о том, насколько важно не просто заниматься обработкой бересты, а знать историю старинного промысла, быть внимательным к деталям. Например, одну из первых своих работ Сергей Коротченя задумал под названием «Боярыня», изготовил шикарный кокошник, а специалисты ему объяснили, что он сделал головной убор незамужней женщины, поэтому правильнее называть ее боярышней. Кстати, в его музее «Солнечная береста» из 170 работ почти сотня – купленные или подаренные изделия, по которым можно проследить развитие промысла. И мастер заметил, что даже грустный человек, подходя к витринам с туесами и шкатулками из бересты, начинает улыбаться. А самая благодарная публика – люди старшего возраста, для которых это воспоминание о деревенском детстве, и малыши, с восторгом наблюдающие, как кусок коры в руках художника покрывается узорами.

Больше часа длилась творческая встреча. Сергей Коротченя ничего не скрывал и отвечал на все вопросы. Сколько времени он работает над обычной солонкой? В среднем три смены по восемь часов. Может ли увлечься и не отрываться от рабочего процесса весь день? Может, но считает, что в любом деле нужен перерыв, даже в самом любимом. Кстати, создает он свои берестяные бураки, туеса, сундуки и сухарницы под любимую музыку, а вот при работающем телевизоре ничего не получается. Сложно ли самому заготавливать материал? Да, но это того стоит, и всегда интересно: стоят рядом два дерева, внешне совершенно одинаковые, а береста у них разная. Все, как у людей.

Далее были мастер-класс и фотосессия для желающих запечатлеть себя рядом с известным мастером и его удивительными изделиями.

И, конечно, мы еще раз напоминаем нашим читателям, что в Нижнетагильском музее изобразительных искусств в рамках работы выставки, посвященной 80-летию местного отделения Союза художников России, запланирована серия таких встреч. Все желающие уже могли пообщаться с Натальей Бортновой и Светланой Бакшаевой, две встречи с мастер-классами провел Сергей Коротченя. И впереди много нового и интересного, следите за афишей.

 

Людмила ПОГОДИНА.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы

Читайте новости: