Логотип Тагильский Рабочий

Миссия выполнима: Тотальный диктант на «отлично»

В ожидании 8 апреля, когда жители Нижнего Тагила, столицы Тотального диктанта, вместе со всей Россией сядут за парты, становится очевидно, что одну из ведущих ролей в подготовке ежегодного мероприятия играют филологи, преподаватели школ, специальных и высших учебных заведений. Многие из них сейчас работают в усиленном режиме: учебную программу никто не сокращал, а по вечерам, в определенные дни необходимо дополнительно заниматься с теми, кто поборется за отличные оценки в Тотальном диктанте.

Изображение Миссия выполнима: Тотальный диктант на «отлично» Скачать изображение в формате JPG

Репортеров «Тагильского рабочего» заинтересовало, насколько важен Тотальный диктант тагильчанам, и где «познающие дзен грамотности» могут подготовиться к написанию текста. За ответами на эти и другие вопросы обратились к доценту, преподавателю кафедры иностранных языков и русской филологии НТГСПИ(ф) РГППУ, главному филологу Тотального диктанта в Нижнем Тагиле Нелли Чудаковой и ее коллеге, кандидату филологических наук, доценту кафедры иностранных языков и русской филологии НТГСПИ(ф) РГППУ Юлии Фоминой.

– Тотальный диктант – это прежде всего возможность привлечь внимание к русскому языку, показать его ценность, проследить связь с культурой и повод задуматься о проблемах грамотности, о навыках правильной речи и письма, – пояснила корреспонденту «ТР» Юлия Фомина. – Ничуть не сомневаюсь, Тотальный диктант – нужное мероприятие. Русский язык – это государственный язык, объединяющий многочисленные народы, проживающие на территории Российской Федерации, и диктант выступает в качестве определенного фактора, связывающего разные народности на базе владения русским языком.

К беседе присоединяется Нелли Чудакова, главный филолог Тотального диктанта:

– В городе действует пять площадок с подготовительными курсами. В Дзержинском районе площадка открыта на базе машиностроительного техникума, в центральной части города – на базе педагогического института, гимназии №18, педагогического колледжа №1, на ГГМ – в политехнической гимназии. Занятия ведутся по средам: в политехнической гимназии, гимназии №18 и педколледже №1 с 18.00, в НТГСПИ и в машиностроительном техникуме – с 16.30. Продолжительность урока составляет около полутора часов. Однако, основываясь на опыте прошлых лет, могу сказать, что в некоторых случаях обучение может завершаться даже в девятом часу вечера. У студентов появляются вопросы, и каждый из них преподаватели прорабатывают отдельно, с примерами, вариациями.

 

С любовью к русскому языку

– Как вы считаете, что заставляет человека писать Тотальный диктант?

– В первую очередь, любовь к русскому языку, - отвечает Нелли Чудакова. – Как бы банально и избито ни звучало подобное заявление. Подтверждение – победа тагильчан в конкурсе на определение столицы Тотального диктанта. Люди любят родной город, неравнодушны к русскому языку.

- Как проходит процесс обучения?

- Существуют специальные материалы для преподавателей, разработанные филологами проекта. Это презентации, предназначенные для повторения и усвоения основных правил пунктуации, орфографии. К примеру, преподаватель рассматривает презентацию совместно с учениками, а затем по изученному материалу пишется диктант, созданный на основе книги писателя и журналиста из Владивостока Василия Авченко.

Ближайшие занятия состоятся 22 и 29 марта, 5 апреля. Тагильчане, по каким-то причинам не попавшие на первое или второе занятие, могут посетить любое последующее. Для прочих, у кого рабочие смены совпадают с уроками, и посещению образовательных площадок препятствует что-либо иное, на официальном сайте Тотального диктанта имеется курс онлайн-подготовки. Занятия в прямом эфире проводит Владимир Пахомов, председатель филологического совета Тотального диктанта, главный редактор портала «Грамота.ру». Для удобства пользователей уроки записываются, они доступны к просмотру в режиме 24/7. Разумеется, предпочтительнее живое общение с преподавателем, глаза в глаза, его не заменит никакая техника или видеозапись.

- Сколько человек побывало на первом занятии?

- На площадке педагогического института на первом уроке присутствовало 40 человек, в политехнической гимназии – 15, в гимназии №18 – 20, в машиностроительном техникуме – 24, в педагогическом колледже №1 – 26 человек. Цифры могут измениться в большую сторону. На это надеются преподаватели курсов, кандидаты филологических наук, учителя высшей и первой категории: Г.А. Авдеева, Ю.А. Фомина, И.Л. Чижова, Н.Г. Чудакова, Е.Ю. Неофитова, О.С. Пастухова, О.В. Ахметова, В.К. Киоссе, О.С. Журавская, Т.А. Шестакова, Н.С. Зырянова, О.И. Пирожкова, Н.Л. Оводкова, Н.А. Винокурова.

- Что собой представляет среднестатистический слушатель курсов подготовки к Тотальному диктанту?

- Большинство слушателей - женщины. Мужчины обычно говорят: «Я это помню, а если не помню, то посмотрю в справочнике». Женщины в этом отношении подходят к диктанту более ответственно. Возрастные категории разные. В педагогическом институте и в машиностроительном техникуме — это преимущественно студенты, в гимназиях – люди среднего возраста, имеющие опыт написания Тотального диктанта.

 

Молодежь предпочитает зарубежную литературу

- Можно ли назвать тагильчан читающими людьми?

- Одни читают, другие - нет. Так было всегда. Что же касается молодежи, то я сталкиваюсь в основном с читающими. Другое дело – что конкретно они читают. Оказывается, отдают предпочтение зарубежной литературе, западным детективам, женским романам, фэнтези. Почему зарубежной? Для меня это во многом загадка. Рискну предположить, что российские писатели их не привлекают, не в состоянии предложить что-то такое, что есть в книгах иноязычных авторов.

- С какими сложностями сталкиваетесь при подготовке студентов к Тотальному диктанту?

- Первое занятие показало, что практически все ученики оказались не готовы к стилистике Василия Авченко. Они впервые сталкиваются с текстами, посвященными Дальнему Востоку, с топонимами, названиями рыб, местными оборотами речи, с характерными для региона словечками. Поэтому на первый план выходит знакомство с автором и его темой, а пунктуация и орфография вспоминаются параллельно.

- С каким уровнем подготовки люди приходят на занятия?

- Вы не поверите, с достаточно высоким уровнем! А как иначе? Они претендуют на написание сложнейшего диктанта, на получение высоких оценок и идут на занятия целенаправленно, осознанно, ради получения недостающих знаний.

- Какой текст будет читаться на предстоящем Тотальном диктанте?

- Насколько нам известно, Василий Авченко специально готовит текст, посвященный известному ученому и путешественнику начала XX века Владимиру Арсеньеву, автору знаменитой книги «Дерсу Узала». Он не является частью рассказа или повести Авченко, текст создается исключительно для диктанта.

- По каким учебникам, справочникам рекомендуете самостоятельно готовиться к диктанту?

- Прежде всего, справочник по орфографии и пунктуации Розенталя. Он общеизвестный, идеально подходит для повышения знаний по предмету. Кроме того, полезно взять в руки «Справочник правил орфографии и пунктуации» под редакцией Лопатина. И, конечно, заходите на сайт Тотального диктанта, читайте, изучайте размещенные на нем материалы.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы