Логотип Тагильский Рабочий

«Зеленые легкие» или пыль в легких?

История со строительством щебеночного карьера в районе Леневского водохранилища настолько взбудоражила общественность, что администрации Горноуральского городского округа пришлось провести по этой теме депутатские слушания, чтобы озвучить мнения тех, кто «за», и тех, кто «против». К слову сказать, противников стройки оказалось значительно больше.

Изображение «Зеленые легкие» или пыль в легких? Скачать изображение в формате JPG

Впервые в обсуждении принял участие директор ООО «Тагильский щебень» Николай Ражев. Из «мифического» персонажа, коим был на протяжении многомесячного конфликта, Ражев превратился в реального руководителя и попытался обосновать свою позицию по вопросу разработки карьера на Анатольском месторождении.

Он напомнил, что еще 20 лет назад в Свердловской области остро встал вопрос с новыми месторождениями строительного камня. Организовали и провели геологическую разведку на десяти участках, семь из них забраковали сразу, три оказались перспективными. Но вскоре два пришлось свернуть, потому что поднялись народные волнения.

То есть «леневское волнение» – не первое в производственной деятельности предпринимателей? Предыдущие были успешными.

Как пояснил Ражев, в начале 2000-х единственным полезным осталось Анатольское месторождение: именно здесь самые подходящие залежи гранитного камня, идущего для строительства современного жилья и дорог в Нижнем Тагиле и ГГО.

Далее пошло описание прекрасного будущего для Горноуральского округа, более похожее на предвыборное выступление какого-нибудь кандидата перед избирателями. По словам бизнесмена, одно из условий пользования лицензией на добычу гранита Анатольского месторождения — договор о сотрудничестве с администрацией ГГО. По нему компания обязуется обеспечить округ готовой продукцией, ремонтировать и строить дороги, создать от 100 до 600(!) рабочих мест и перерегистрироваться в пригороде Нижнего Тагила, что означает налоговые отчисления в бюджет, и это от 40 до 60 миллионов рублей в год.

 

Бирюзовый пруд вместо карьера… Приснится же такое

У многих присутствующих на слушаниях создалось впечатление, что екатеринбургская компания главной задачей ставит перед собой не столько добычу камня, сколько улучшение социально-экономического развития Горноуральского городского округа.

Ну и «вишенка на торте»: утвержден проект рекультивации территории, по которому «Тагильский щебень» обещает восстановить участок площадью 147 гектаров за свой счет. Основная выработка карьера будет заполнена водой, то есть на месте векового леса будет пруд с бирюзовой водой.

- За пять лет работы планируется выйти на объем производства один миллион кубометров в год, - пообещал Николай Ражев. – «Тагильский щебень» на основании лицензии на право пользования недрами планирует осуществлять разработку запасов открытым буровзрывным способом. Проект прошел все возможные, в том числе государственные, экспертизы и получил согласование министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, а также федерального агентства лесного хозяйства.

Замминистра природных ресурсов и экологии Свердловской области Антон Сафронов поддержал бизнесмена и подтвердил, что его ведомство уже выдало «Тагильскому щебню» необходимые документы:

- В настоящее время заключены договоры аренды лесного участка. Их два: один – на право пользования лесными участками для геологического изучения, второй – для заготовки древесины. Оба договора аренды зарегистрированы в Росреестре. «Тагильским щебнем» получено положительное заключение госэкспертизы проекта по освоению лесов. Таким образом, «Тагильский щебень» вправе осуществлять свою деятельность на основе действующей лесной декларации.

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор Григорий Битюков присутствовать на слушаниях не смог, но прислал письмо, в котором уточнил, что нарушений в выданной бизнесмену лицензии нет. При этом, по словам прокурора, у «Тагильского щебня» отсутствует заключение о санитарно-защитной зоне. Из-за этого компания получила предостережение.

На нарушения обратил внимание и замначальника Нижнетагильского отдела регионального управления Роспотребнадзора Юрий Огнев, подтвердив слова прокурора и уточнив, что уже выдал свое предостережение «Тагильскому щебню». Также он пообещал проверки ведомства на предмет безопасности работ для людей:

- В реестре по установлению санитарно-защитных зон отсутствуют сведения о наличии заключения проекта санитарно-защитной зоны на указанный объект ООО «Тагильский щебень». В настоящий момент ни возражений, ни ответа не получено. Еще хочу сказать, что данное предприятие по добыче полезных ископаемых относится ко второму классу и помимо того, что требуется расчет санитарно-защитных зон, необходима оценка приемлемой величины риска для здоровья населения. В случае, если мы никаких ответов не получим, то вынуждены будем обратиться в суд.

Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, которой по должности положено отстаивать права бизнесменов, оказалась в стане тех, кто «за»:

- На сегодняшний день мной не установлено какого-то незаконного действия или бездействия, решения органов публичной власти на территории Свердловской области, которые бы мной были квалифицированы как незаконные, которые бы незаконно противодействовали работе ООО «Тагильский щебень». Вместе с тем, нужно согласиться, что есть те самые сложности, без урегулирования которых не может начаться работа, а значит, не может возникнуть реальный налогоплательщик, реальный работодатель.

Но позвольте, а как же тогда вырубленный лес и вереница лесовозов с делянки в 150 га под щебеночный карьер?

 

Кому нужен 23-й карьер?

Председатель Нижнетагильской городской думы Вадим Раудштейн напомнил, что город, кстати, единственный в Свердловской области, попал в федеральный проект «Чистый воздух».

- Есть национальный проект «Экология», который утвержден президентом. Каждое дополнительное воздействие на воздух должно быть согласовано. Уверен, что никто ничего такого не делал.

Кстати, на сайте минприроды Свердловской области сегодня указаны 22 аналогичных действующих карьера. Создавать еще один, 23-й по счету, причем рядом с санаторием и детскими лагерями – большая ошибка, считает спикер горДумы.

Вадим Анатольевич также отметил, что до сих пор никому из активистов не удалось изучить документ о гидрогеологических исследованиях:

- А это очень существенный момент, потому что будет разработка на большую глубину, и если резервный пруд Нижнего Тагила уйдет через какие-то разломы, то два градообразующих предприятия НТМК и УВЗ, которые подпитываются из Тагильского пруда, пострадают. С учетом того, какие события сейчас происходят, думаю, это будет совершенно другого уровня разговор.

Вице-спикер горДумы Алексей Балыбердин обратил внимание, что Леневское водохранилище – одно из лучших мест, где могут отдыхать люди. Вот его эмоциональные аргументы:

- Кому нужен будет ваш щебень? Главная задача горДумы, администрации города – это сохранить тагильчан в Нижнем Тагиле, сохранить рабочую силу для предприятий, которые сейчас делают танки для СВО. Вы говорите о 100-600 рабочих местах, кому они нужны? На предприятия рабочие требуются, нам тысяч людей не хватает!

С резкой критикой выступил руководитель центра защиты прав граждан Сергей Козин, который напомнил директору «Тагильского щебня» устоявшееся выражение: «В жизни не все в деньгах оценивается»:

- Когда вы говорите о важности щебня для возведения дорог, жилья, мостов, вы забываете сказать о том, что эти инфраструктурные объекты делаются для людей. А для тагильчан в первую очередь важна экология и наличие чистой воды. Вы нам что предлагаете: загубить резервный питьевой водоем?

 

Что первично: деньги или здоровье?

Против разработки карьера высказалась и директор санатория-профилактория «Леневка» депутат горДумы Римма Ильина. Она считает, что, если начнут добывать щебень, то это поставит крест на работе профилактория и ближайших детских оздоровительных лагерей, в итоге пострадают тысячи людей.

- Спросила нашего природоохранного прокурора, как буровзрывные работы отразятся на нашей деятельности? - рассказала Римма Ильина. – Мне ответили, что слышно будет очень хорошо. Выходит, санаторий должен закрыться только потому, что нужно будет добывать щебень? У нас отдыхающие не только из Нижнего Тагила. Вся Свердловская область, Тюмень, Москва, Израиль приезжают. Это излюбленное место всех жителей, которые едут к нам за здоровьем. Почему щебень и деньги сегодня вышли на первое место? Здоровье людей – вот самое главное, чтобы хорошо работать и развивать страну.

Участники инициативной группы – жители дачных кооперативов «Карасиха» и «Сосновый», которые находятся ближе всех к промплощадке, считают, что бизнес закрывает глаза на явное нарушение санитарно-защитной зоны. По закону, карьер должен находиться на расстоянии не менее 500 метров от жилых строений. А по факту ближайший дом расположен всего в 400 метрах.

Дачники обращались в различные ведомства и инстанции. Однако каждый раз людям приходили ответы, что никаких нарушений в данной ситуации не усматривается, а разрешение на разработку карьера в этом месте у «Тагильского щебня» имеется. Неравнодушные тагильчане создали группу в «ВКонтакте» под названием «Спасем Леневку». В ней размещена петиция о недопущении разработки карьера, которую подписали более пяти тысяч человек.

Депутаты Горноуральской думы выслушали все стороны конфликта интересов и дали сами себе неделю на изучение документации. Буквально в эти дни решится, как будет развиваться судьба щебеночного карьера.

 

Елена РАДЧЕНКО.
ФОТО ЕЛЕНЫ БЕССОНОВОЙ, VK.COM/LENEVKA_NT.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы