— Антон Владимирович, действительно ли современные аналоги традиционных сигарет помогают бросить курить, как обещают производители в ходе масштабных рекламных кампаний?
— Всё наоборот: на деле форма табакопотребления сохраняется в прежнем виде, и вредная привычка формируется у ещё большего числа людей. Например, системы нагревания табака позиционируются как безвредные приспособления. Производитель приводит, казалось бы, убедительные факты: температура нагревания табака ниже, ниже и канцерогенный эффект. Но это всё исключительно уловки маркетологов для повышения продаж табачных изделий: канцерогенный эффект, а с ним и поражение внутренних органов, сердечно-сосудистой и лёгочной систем никуда не исчезает.
Потребителей привлекает новизна товара, тщательно продуманный дизайн. В результате к табакокурению подключаются молодые люди. Они знают, что сигареты — это плохо, а новое электронное устройство предстаёт перед ними венцом технического прогресса, который, как другие гаджеты, заряжаемые от розетки, приносят пользу. Поэтому вейпы, электронные сигареты и тому подобные новинки не воспринимаются молодёжью как что-то вредное, и это главная проблема.
— На уговоры умудрённых жизнью старших родственников бросить вредную привычку подростки, оценившие прелесть вейпов, заявляют, что в таких устройствах нет табака, поэтому и вреда они не приносят. Так ли это?
— Да, в них нет табака, но есть никотин, причём синтетический, растворённый в пропиленгликоле и других веществах. Они не горят, а испаряются, образуя мелкодисперсную взвесь никотина. Людей, особенно молодёжь, привлекает то, что нет смердящего запаха, горечи, зато в наличии вкусовые добавки. Опять же создаётся иллюзия, что это не вредно. Немаловажную роль играет ошибочное представление, что «парить» — это модно и креативно.
Нередко такими устройствами пользуются курильщики со стажем, как правило, в тех местах, где курение обычных сигарет запрещено. Табачная зависимость и зависимость от электронных устройств — это одно и то же: в обоих случаях идёт потребление никотина. Кроме того, есть масса исследований, подтверждающих, что попадание в организм веществ, содержащих пропиленгликоль, вызывает заболевания дыхательной системы.
— А что можно сказать о кальяне — элементе восточной экзотики, который сегодня у многих ассоциируется с изысканным отдыхом и расслаблением?
— Что касается кальяна, то и тут иллюзий быть не должно — это курение: в составе есть мелкодисперсный табак, угли, фруктовые добавки. За счёт своего состава дым от кальяна проникает глубже в лёгкие, а также образует большие клубы. Свою лепту в образование зависимости также вносит культура потребления, появляется эффект определённой ритуальности. Но это не безвредная шалость, последствия есть в любом случае.
— Скажите, пожалуйста, Антон Владимирович, формирование вредной привычки происходит по какому-то определённому алгоритму? Как свести к минимум риск её возникновения, чтобы потом не мучиться годами, пытаясь отказаться от пристрастия?
— Чаще всего люди попадают в ловушку зависимости из-за любопытства, желания попробовать что-то новое. Очень часто с помощью курения пытаются наладить социальную коммуникацию: есть даже такое выражение — «в курилке общались». С точки зрения психологии людьми это рассматривается как более доверительный круг общения, где кулуарно обсуждают некие «важные темы». Постепенно образуется привычка, а затем формируется зависимость. Сначала человек пытается подражать другим, чтобы быть «своим» в этой части сообщества. А затем неожиданно для него самого табачные изделия прочно входят в жизнь, помогая «снять стресс». У некурящего человека нет мысли взять сигарету, чтобы успокоиться или найти общий язык с коллегой.
— Люди, у которых сформированы вредные привычки, нередко отказываются верить в то, что испытывают зависимость. Существуют ли бесспорные аргументы и доказательства, способные убедить такого скептика?
—Доказать, что человек зависим от употребления табака, несложно. Вопрос в том, поверит ли сам человек в это. Если он не верит, значит, ещё не готов отказаться от пагубной привычки. У каждого для отказа должна быть своя, личная мотивация: статус, здоровье, спортивные достижения, рождение ребёнка. Со стороны медицины есть препараты, позволяющие снизить физическую тягу, методы психологической помощи. Однако 50% успеха — всегда за пациентом. Волшебства не бывает.