Сегодня история делает судьбоносный виток, людей одолевают апокалиптические мысли и страхи, а лучшие сыны Отчизны снова сражаются за мирное будущее. Поэтому мы начали живее и шире понимать смысл древних иерусалимских событий: гонения, предательство, муки, крестную смерть Христа, чудо его воскрешения. Сын Божий, сам безгрешный, приносит себя в жертву за грехи человечества, чтобы после смерти телесной народ не горел поголовно в аду.
Об этом мы беседуем с отцом Леонтием, настоятелем единоверческой Никольской церкви в Горбуново. Встретились на Благовещение. Батюшка накануне приболел, но вниманием ничуть не обделил. Говорят же о нем – «сама доброта», и проявлений ее не счесть.
О евангельской истории отец Леонтий говорит не как ученый-богослов, а так просто и сердечно, словно сам был свидетелем величайшего подвига любви:
- Господь послал на распятие сына – это высшая степень любви. Бог за нас пострадал, такую любовь проявил, что мы не можем на нее ответить в той же мере! Примеряю к себе – мог бы я пожертвовать сыном? Сомневаюсь…
«Собой-то отец Леонтий наверняка бы пожертвовал», - думаю я в ответ. Знаю, что уважение к батюшке в епархии велико – он духовник для многих священников. Его радениями и трудами возрожден из полного запустения не один храм – Троицкий в Шиловке, Никольский в Быньгах.
Храм в Горбуново, освященный в 1900-м и через 30 лет «разжалованный» в клуб, не был бесхозным – через 100 лет освятили снова, обустроили силами прихожан. Тогда же отец Леонтий посадил вокруг церкви кедры. За 23 года красавцы поднялись и окрепли.
- Думал, сам плодов не увижу, пусть другие порадуются. А вот уж несколько лет собираем шишки наперегонки с кедровками! – смеется батюшка. - Семья наша была верующая, первые молитвы выучил на слух – мама молилась, я запоминал, когда еще читать не мог. В армию пошел в 1968 году, служил электромехаником на аэродроме. Сержант увидел крестик – «Кто дал? Бабушка? Сними, отправь домой, здесь не пригодится». В те годы это было серьезное испытание. Приказ не выполнил, пришил крест к гимнастерке. И канон Николаю Чудотворцу читал каждый день.
Разговор о Пасхе не отделить от темы СВО, их роднит главное - надежда на победу духа и разума.
- У военкомата провожал мобилизованных, раздавал листочки с молитвой «Непобедимой» вместе с крестиками. Просил ребят поменьше браниться, особенно матерком не грешить. Вышел на гендиректора УВЗ Александра Потапова – предложил в танки молитву помещать. Она короткая: «Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящего креста Господня, не остави нас, грешных, уповающих на Тя».
Бойцы приходят в отпуск, говорят, что помогает очень: летел снаряд прямо в их танк, но срикошетил, не попал!
Эта молитва не раз проверенная, отец с ней прошел финскую и германскую. Что перенесли наши отцы в Великую Отечественную? Сколько погибло в финскую? Марш-бросок 60 км – солдаты просто падали мокрые на снег и замерзали. Отец выжил, прорыл нору в снегу. Потом с первого дня войны в лесу под Могилевом попал под минометный обстрел. Осколок обрубил сучок, по инерции удар пришелся в голову, но отца не убило. Рана очистилась кровью, заражения не случилось.
- Батюшка, всех ли врагов, все ли зло надо прощать? И можно ли сравнить нынешних новоявленных предателей с Иудой?
- Надо прощать, если нас обидели лично. Гораздо тяжелее понять и простить людей, которые ополчаются против Бога, церкви, против государства. Тех, кто сейчас уничтожает православные святыни в Киево-Печерской лавре. Но надо за них молиться все равно, чтобы они ради нас не погибли, а Господь их привел к покаянию. Иуда не был прощен только потому, что он не покаялся за предательство.
Есть малодушные. Вот ко мне приходят деточки на исповедь, спрашиваю, как ты слушаешься папу, маму? «А у меня мама только, а папа улетел в Турцию - он боится на войну идти»… Каким в глазах сына будет такой отец? Но ты, говорю, все равно молись за него, он папа твой. Ведь и в ВеликуюОтечественную были всякие - и в лесах прятались от призыва, и самострелы.
У батюшки есть списки с именами мобилизованных и добровольцев, чтобы молиться за всех самому и отдать другим молящимся. Маленький приход шлет на фронт и другую помощь – нужные вещи передают на УВЗ.
- Каждый, кто на СВО, пусть он не сражается, пусть возит снаряды, лечит раненых - он все равно жертвует собой. А те мастера, ответственные, умелые, которые ремонтируют танки на передовой? А сколько людей здесь, в Тагиле, работают без выходных, жертвуют здоровьем своим? Мы молимся за всех работающих на оборонных заводах. Живу около железной дороги, из окна вижу, как идут эшелоны с тагильскими танками – благословляю их, читаю «Непобедимую». Чтоб наше оружие было непобедимым.
Ирина ПЕТРОВА.