В Нижнем Тагиле много памятников и исторических мест, достойных внимания и публикаций в газете, но сегодня наша подборка посвящена только одному из них – заводу-музею. Во-первых, предложения и проекты преобразования территории эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод» сейчас усиленно обсуждаются. А, во-вторых, он единственный заявлен от Нижнего Тагила на областной конкурс по присвоению почетного статуса «Достояние Среднего Урала».
Первый конкурс прошел в 2022 году, а идею его создания предложил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, чтобы привлечь внимание к местным достопримечательностям. Тогда на сайт областной общественной палаты были поданы 104 заявки, из которых до народного голосования эксперты допустили только 15. В итоге пятерку лидеров, получивших почетный статус, возглавил Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова, набравший 11 506 голосов. Далее шли «Ирбитская ярмарка», трамвай Волчанска, колокольный завод «Пятков и К», АО «НПК «Уралвагонзавод». Судьбу «Достояния» решили 51 162 человека, принявших участие в голосовании.
В списке номинантов этого года эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод» значится под № 11. В графе «Заявитель» указан глава города Владислав Пинаев, что, безусловно, добавляет значимости этой заявке. Во время рабочих совещаний с обсуждением возможных конкурсантов было несколько предложений, ведь Нижнему Тагилу есть, чем гордиться. Но в итоге решили не распылять силы, как это и произошло в прошлом году, когда город подал сразу несколько заявок.
Завод, построенный в 1725 году, является объектом индустриального наследия и представляет трехвековую историю технической мысли в области металлургии и машиностроения. В 1989-м он стал музеем и сегодня входит в структуру Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». В составе эко-индустриального технопарка более 50 объектов, признанных памятниками технической мысли и культурного наследия России. Ежегодно его территорию посещают около пяти тысяч туристов и полторы тысячи специалистов, у которых Демидовский завод вызывает профессиональный интерес.
Среди дюжины конкурентов «Старого Демидовского завода», указанных на сайте общественной палаты Свердловской области к этому времени, два русских народных хора - Покровский и Уральский государственный, «Дом-графин» и филиал «Производство сплавов цветных металлов» АО «Урал-электромедь» из поселка городского типа Верх-Нейвинский, Алапаевская узкоколейная железная дорога и гора Качканар, дражный флот Исовского прииска и герои Соцтруда из Новоуральска, радио Попова и династия Демидовых.
Прием заявок - до 30 мая, а потом начнется работа экспертного совета по отбору конкурсантов.
После серии материалов, посвященных заводу-музею и запланированному ремонту плотины, в редакцию газеты «Тагильский рабочий» стали поступать звонки и письма от читателей, захотевших высказать свое мнение. Публикуем некоторые из этих откликов.
Рассуждать о значимости старого завода можно бесконечно, это просто слова. А нужно дело, и желательно общее, чтобы оно сплотило тагильчан. Не просто развлечение, как на «Ночи музеев», а что-то полезное для всех. Самое простое, на мой взгляд, это организовать серию субботников с участием школьников, студентов и пенсионеров. Как говорится, совместить приятное с полезным: люди и про завод много интересного узнают, и территорию почистят.
Светлана КОРЕПАНОВА, педагог дополнительного образования.
Первое, что приходит на ум, это Севкабель Порт в Санкт-Петербурге, где промышленные помещения превращены в выставочные залы, кинозал, кафе, рестораны, рынок… Там всегда многолюдно хоть зимой, хоть летом.
Территория старого тагильского завода позволяет, чтобы там вместе с музейной частью сделать и развлекательную. Привлечь художников и мастеров народных промыслов, устроить ярмарку их работ в необычной локации. Открыть летние кафе с видом на Тагильский пруд и территорию завода. Уверена, что многие блогеры хотели бы устроить там фотосессию. И можно для них организовать специальные фотозоны.
Елена ПОПОВА, продавец.
Желательно бы в разрабатываемом проекте ремонта плотины рассмотреть вопрос восстановления первоначального функционального и исторического вида заводской плотины. Она является источником энергии для работы заводских механизмов и представляет собой сложное инженерно-строительное сооружение. Здесь необходимо небольшое пояснение.
Для исключения фильтрации, то есть просачивания воды через основание плотины, поперек русла реки был пробит шпунтовый ряд из бревенчатых свай. Для обеспечения прочности и надежности поверх него установлены режи (ряжи), представляющие собой бревенчатые срубы, заполненные утрамбованной глиной.
Для пропуска воды во время паводков и для подачи ее к водяным колесам заводских механизмов в гребне плотины были проложены специальные каналы (прорезы), перекрытые сверху настилом для пешеходов и транспорта. Прорезы выполнены из бревенчатых свайных стен и настилов, имеющих уклоны в сторону пруда и заводской площадки.
Из рабочего прореза вода по деревянному каналу (ларю), подавалась на водяные колеса.
Одним из примеров может служить штанговая машина - устройство, которое механическим путем передавало энергию напора воды насосам для осушения шахт, расположенных на удалении более одной версты.
После размыва в 1926 году плотина была спешно восстановлена. Но так как к этому времени уже начали применяться электродвигатели, рабочие прорезы завалили, проложив в одном из них стальные трубы для подачи технической воды на площадку завода. В настоящее время мы видим только внешний вид плотины: со стороны пруда земляную насыпь, а со стороны заводской площадки - бетонную подпорную стенку, возведенную во время аварийного ремонта в 1927-м.
В проекте 1927 года предусматривалось строительство гидроэлектростанции (ГЭС), которая должна была работать параллельно с тепловой (паровой) электростанцией, построенной в 1913-м. Неплохо бы восстановить ГЭС для того, чтобы наглядно показать два способа передачи энергии напора воды на расстояние - механический и электрический.
Виктор ЧИСТЯКОВ, пенсионер, инженер-электромеханик, стаж работы на НТМК - 51 год.