Логотип Тагильский Рабочий

Дорога жизни. 146 лет - стаж династии железнодорожников Конюховых

Павел Конюхов в первое воскресенье последнего месяца лета отмечает профессиональный праздник. Чем его привлекла железная дорога - в материале корреспондента «Тагильского рабочего».

Изображение Дорога жизни. 146 лет - стаж династии железнодорож Скачать изображение в формате JPG

…В стране этот исторический период запомнился, как «лихие девяностые». Многие столкнулись тогда с трудностями. Павел Конюхов не стал исключением. В декабре 1993 года молодого человека, через пару дней после наступления совершеннолетия, призвали в армию. Отслужил полтора года. Сначала в батальоне связи в Коврове, после - в Тамбове. Когда вернулся домой, возник важный вопрос – выбор будущей профессии.


На семейном совете решили, что железная дорога – наиболее серьезное и перспективное направление. Определившись с жизненным путем, Павел стал продолжателем династии железнодорожников Конюховых, которая начиналась с его деда. Уже ребенком он видел себя в профессии.


Путь трех поколений


Родоначальник династии Семен Филиппович родился в Орловской губернии. После окончания ремесленного училища в 18-летнем возрасте приехал на практику в Нижний Тагил и остался здесь жить. Работал в депо «Смычка» сначала помощником машиниста, затем машинистом паровоза. Позже стал одним из первых, кто пересел на электровозы. Ушел на пенсию машинистом-инструктором по тормозам. Стаж Семена Филипповича на железной дороге – 37 лет. За работу награжден в 1959 году орденом «Знак Почета», в 1974-м – знаком «Почетный железнодорожник».


Виктор Семенович пошел по стопам отца. Окончил до армии училище №93, где готовили помощников машиниста тепловоза для работы на Нижнетагильском металлургическом комбинате. В конце 1970-х в нашем городе запускали пригородные пассажирские перевозки, и он перешел на работу в депо «Нижний Тагил» помощником машиниста электропоезда. В 1981 году отучился на машиниста электропоезда и работал, пока не вышел на пенсию в 2006-м. Стаж Виктора Семеновича – 28 лет, ему присвоено звание «Ветеран труда» и вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».


Бабушка Павла – труженица тыла. Инна Ивановна Конюхова работала калькулятором в отделе рабочего снабжения. Эта организация раньше заведовала складами, столовыми.


Брат Михаил окончил с красным дипломом Уральский государственный университет путей сообщения. Проработал по профессии два года и принял решение уйти в другую сферу деятельности по той специальности, которую получил в УрГУПС.


- В детстве отец брал меня с собой в поездки на короткие маршруты. Может быть, это тоже послужило толчком при выборе профессии. Я видел, что это такое, знал, как проходит работа, - вспоминает Павел Конюхов. - Сейчас красивые кабины в поездах, есть кондиционеры. Тогда были электропоезда серии СР3. Довольно аскетичные, в кабине особо ничего интересного. Пульт управления электропоездом, место помощника: небольшой столик и сиденье.


Работа под стук колес


После армии Павел поступил в училище №49 на помощника машиниста электропоезда. Вспоминает, что с юности был окружен книгами по устройству электропоезда, а также по управлению автотормозами, на чем специализировался дед.
По окончании учебы устроился помощником машиниста электропоезда в локомотивное депо «Нижний Тагил». Работал с отцом на одном поезде, только в разных бригадах. Ездили от Нижнего Тагила до Екатеринбурга, станции Чусовской, Качканара, Серова, Алапаевска, Егоршино.


- Молодой был, поэтому все нравилось и хотелось попробовать. Едешь, мелькают разные станции, леса, поля. Часто бывало, люди знакомые попадались, которые всегда садились в электропоезд на одной и той же станции. По пути следования задавали вопросы: почему в вагоне холодно, где теплее, не шумит. Отложился в памяти ужасный момент, когда под колеса попал человек. Насмерть. Запомнилось на всю жизнь, - вздыхает собеседник «ТР».


Работая помощником машиниста, Павел Конюхов параллельно окончил один курс УПИ, затем перевелся в Уральский государственный университет путей сообщения на заочное отделение.


- Трудился до 2003 года, окончил университет. Мне предложили должность инженера в техотделе. Раз учился на инженера, надо было где-то свои знания применять, - говорит Павел Конюхов. - Поработал, дальше стал начальником технического отдела. В сентябре 2009-го перешел заместителем начальника депо по кадрам, где до сих пор и тружусь.


Приоритет - молодым


На новой должности стало больше бумажной работы и общения с сотрудниками по различным вопросам социальной направленности: улучшение условий труда, повышение квалификации, получение установленных льгот и компенсаций, коллективные договоры. Среди рутины встречались необычные события, связанные с организацией мероприятий. К примеру, проводили на железнодорожной базе отдыха молодежную спартакиаду среди работников депо и других структурных подразделений, которые входят в Свердловскую дирекцию. Соревнования, как подчеркивает Павел Викторович, необходимы для развития командного духа.

Проводится Всероссийский слет юных железнодорожников. Поначалу он занимал несколько дней. В программу входила гонка героев, где команды бежали эстафету по пересеченной местности с различными препятствиями, на следующий день - логическое многоборье, в котором нужно очень быстро решить задачу либо сложить большой пазл, либо найти ответы.

Сейчас все немного переформатировалось. Слет стал скорее аккумулирующим новые идеи, где молодежь предлагает решения по улучшению условий труда, проведению работ, варианты изменения технологий. Участники проводят «круглые столы», устраивают «мозговые штурмы», разрабатывают проекты.


Вместе с командой железнодорожников, среди которых начальник депо по эксплуатации, машинисты, инструкторы, Павел Конюхов ведет профориентационную работу с подрастающим поколением.


- Выезжаем в Нижнетагильский железнодорожный техникум, проводим там встречи со студентами второго, третьего курсов. Рассказываем про наше депо, о его истории, чем занимаемся сейчас, – завлекаем молодежь к нам на работу, - говорит Павел Викторович. – В группах, в основном, молодые люди. Но в этом году к нам на практику из техникума Екатеринбурга пришла первая студентка, которая учится на помощника машиниста. Думаю, женщина сможет водить поезд – почему нет? В депо «Свердловск» есть девушка-машинист.


Поезд жизни


Профессия супруги Павла Конюхова не связана с железной дорогой, но поддержка в семье ощущается. Старшая дочь учится в Уральском федеральном университете по специальности «Пожарная безопасность». Сыну только 12 лет, впереди еще есть время, чтобы определиться с будущим. Возможно, продолжит династию.


Павел Викторович работает на железной дороге с 16 июля 1996 года:


- Вначале нравилось следить за техническим состоянием состава. В должностные обязанности помощника машиниста входит общение с пассажирами. Кстати, раньше они, мне кажется, добрее были. Спокойно работали. Зарплату платили вовремя, по меркам города - хорошую, что тоже радовало. Сейчас должность мотивирует тем, что есть возможности улучшить условия труда работников депо и поддержать ветеранов, - замечает потомственный железнодорожник.


Общий трудовой стаж династии железнодорожников Конюховых – 146 лет.


Главное правило, которое вынес Павел Конюхов, работая на железной дороге, – относиться к людям так же, как хотел бы, чтобы относились к тебе:


- Следование поезда от начальной точки отправления до конечной по аналогии похоже на жизнь. Остановка в пути - как этап в судьбе - детство, юность, молодость, зрелость. Каждый человек, в своем роде, машинист поезда жизни - сам выбирает, по какому направлению следовать, чтобы двигаться вперед и достигать поставленных целей.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы