Логотип Тагильский Рабочий

Скажи, «кукушка»…

Уникальные снимки, сделанные в 1950-х годах, хранятся в архиве сотрудника «ТР» Олега Романенкова. Его дед Григорий Иванович Прозоров проработал на узкоколейной железной дороге почти полвека. Несмотря на то, что не имел даже среднего специального образования, прошел путь от осмотрщика вагонов до начальника вагонного депо.

Изображение Скажи, «кукушка»… Скачать изображение в формате JPG

Григорий Прозоров родился в 1911 году в поселке Черноисточинск. В семье было четверо детей, воспитывала их одна мать - отец пропал без вести во время Первой мировой войны.


Перед службой в армии Григорий устроился на узкоколейку в депо «Гора Высокая» осмотрщиком вагонов. Спустя три года, после демобилизации, вернулся на прежнее место. Благодаря уму, упорству и трудолюбию быстро продвинулся по служебной лестнице и уже к 30-летию стал начальником вагонного депо. Во время Великой Отечественной войны Григория Ивановича мобилизовали, но вернули обратно: для железнодорожников была бронь. По узкоколейке в тот период вывозили драгоценные металлы, которые добывали на золотых и платиновых приисках. На них покупали оружие и продовольствие.


Супруга Прозорова, Мария Минеевна, работавшая на «кукушке» проводником, рассказывала внуку, что однажды пассажирами были дети из блокадного Ленинграда. Очень худые, изможденные, они постоянно плакали и кричали. Проводники никак не могли их успокоить. Эта встреча навсегда врезалась в память тагильских женщин.


Жили Прозоровы в Черноисточинске. Уже когда подрастали двое детей, им дали квартиру на станции «Кедун-Быково». Поезда проходили прямо под окнами, и машинисты сигналили и махали рукой, если видели малышей в окнах.
В 1960-е годы вдоль узкоколейки начали строить коллективные сады. «Кукушка» стала пользоваться большой популярностью. Случалось, в выходные всем желающим не хватало места в миниатюрных вагонах, тогда самые спортивные забирались на крышу. Дети Прозоровых ездили часто, бывало, и в кабине машиниста удавалось прокатиться благодаря папе.

Затем эта привилегия перешла к внуку.


Григорий Иванович получил право выйти на пенсию, но остался работать. Скоропостижно скончался в 1975 году в возрасте 64 лет. Похоронен в родном Черноисточинске. В последний путь его провожали под тепловозные гудки.


Дети Прозоровых выбрали профессии, не связанные с железной дорогой. Сын стал геологом, окончил институт в Москве, а дочь – строителем. Мечтал работать машинистом тепловоза внук Олег, который в детстве все каникулы проводил с дедушкой на «кукушке», но не сложилось.

История


В 1897 году завершилось строительство узкоколейной железной дороги от Нижнего Тагила до Висимо-Уткинского завода для перевозки угля и леса. Она пересекала Уральский хребет, условную границу двух частей света - Европы и Азии и стала главной транспортной артерией этого района.


Длина дороги составила 64 км. В 1920-е от главной линии сделали ответвление до поселка Уралец, к Соловьевогорскому дунитовому карьеру.


Узкоколейка начиналась от станции «Узловая», которая размещалась около Главного карьера Высокогорского железного рудника. В 1935 году ее переименовали в «Кедун-Быково» – в честь трагически погибших рабочего корреспондента Григория Быкова и следователя Дмитрия Кедуна. На этой станции узкоколейка соединялась с широкой колеей. Всего было восемь станций и 13 остановочных пунктов, поездка до конечной занимала пять-шесть часов.


В 1930-е годы на Висимо-Уткинскую железную дорогу поступило 11 паровозов немецкого и отечественного производства с Богословско-Сосьвинской железной дороги. Они ходили по маршруту вплоть до 1960-х. Импортные были серий «КА» и «КУ», отечественные – «К», отсюда и пошло название «кукушка». Сначала жители так именовали только паровозы, а потом и всю узкоколейку.


В 1970-х пассажиропоток превышал 30000 человек в год, рассматривался вопрос о продлении маршрута до реки Чусовой.
С 1942-го до 1981 года дорога принадлежала НТМК, а в 1989-м она перешла в ведение ВГОКа. В 1990-х появилось АО «Узкоколейная железная дорога».


В 1995-м «кукушке» исполнилось 100 лет, но она по-прежнему оставалась востребованной. Однако совсем скоро, несмотря на многочисленные просьбы жителей города и Пригородного района, по узкоколейной железной дороге было прекращено движение пассажирских поездов. Дорогу отдали под перевозку дунитов для нужд НТМК. Пассажирские станции Кедун-Быково, Черноисточинск, Висим, Висимо-Утка были закрыты.


В 2006 году дуниты стали доставлять автотранспортом, и узкоколейка оказалась ненужной. Практически сразу начался разбор путей, остановочных пунктов и демонтаж путевого оборудования. Депо в Нижнем Тагиле с несколькими тепловозами и вагонами просуществовало еще чуть более двух лет.


До сих пор читатели «Тагильского рабочего» звонят нам с вопросами, будут ли восстанавливать узкоколейку. Многие вспоминают «кукушку» с ностальгией, рассказывают, как ездили по ней в детстве и молодости в сады, за грибами, на рыбалку. А кто-то даже добирался на работу. Было очень удобно, да и виды из окна открывались великолепные – это к вопросу о привлечении в город туристов.


Первый губернатор Свердловской области, президент международного Демидовского фонда Эдуард Россель не теряет надежды восстановить узкоколейную железную дорогу. По его словам, сейчас идет подготовка положений и «идеологии восстановления».

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы