Логотип Тагильский Рабочий

Секрет успеха по Островскому

Новый творческий сезон в Нижнетагильском драматическом театре имени Д.Н. Мамина-Сибиряка открыли премьерой спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» (12+). Здесь соединились долгожданная классика гениального автора и продолжение театрального эксперимента с творчеством Александра Островского: следом за семью невестами-бесприданницами на сцену в новой постановке вышли сразу два Глумовых.

Изображение Секрет успеха по Островскому Скачать изображение в формате JPG

Умен, зол и завистлив»

Спектакль начинается с интриги: человек лежит на сцене среди скомканных листов бумаги и молча терпит издевательства и агрессивное поведение со стороны главного героя. В первоначальной афише персонаж Ильи Головина был заявлен как Глумов Второй, в программке он уже – Талант Глумова и его голос, крик души, зрители слышат только в финальном монологе. А художественный руководитель театра, заслуженный артист России Игорь Булыгин увидел в лежащем персонаже брошенную совесть и предположил, что мог быть вариант финала, когда у всех героев, выходящих на сцену, совесть давно уже так же брошена и забыта.

Режиссер Государственного академического Малого театра Андрей Цисарук не стал скрывать от журналистов, что идея раздвоения Глумова появилась спонтанно. При знакомстве с тагильскими актерами он выбрал для этой роли двух, отметив, что и Данил Зинеев, и Илья Головин имеют большой потенциал. При этом они совершенно разные, и могли бы удачно дополнять игру друг друга. Гость из Москвы уверен, что Нижнетагильский драматический – очень хороший театр именно для режиссера, так как актеры идут на все, что им предлагают, и помогают реализовать задуманное.

Андрей Цисарук подчеркнул: «У нас не было замысла все перелопатить. Мы хотели работать в сдержанном классическом ключе». Текст Александра Островского не меняли, действие в другую эпоху не переносили. Пофантазировали лишь с пространством дневника Глумова, предложив тому раздвоиться.
Фамилия героя, конечно, говорящая – Глумов. А глумление – издевательство, злая насмешка, и он действительно в какой-то степени издевается над теми, благодаря кому хочет пролезть в «высшее общество» и построить карьеру. Он честно признается маменьке: «Я умен, зол и завистлив, весь в вас». Но высмеивать окружающих он будет только в своем личном дневнике, а во время общения постарается подстроиться под каждого: «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями», «Глупо их раздражать, им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха», «Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить».

Это написано во второй половине позапрошлого века, в царской России, а актуально до сих пор. И кажется, что авторы всевозможных тренингов и бестселлеров на тему, как стать успешным, завоевать расположение людей, покорить мир, многие рецепты взяли у классика, переделав их под современные реалии.

Добродетели и пороки

Комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты» достаточно часто цитируют, так как в ней много ярких фраз. «Ах, как это трудно и хлопотно в люди выходить», «Коли хочешь приносить пользу, умей владеть пером», «Да и нет особой надобности в большом уме, довольно и того, что он хорош собою», «Женщина отомстит ужасно, она может такую гадость придумать, что мужчине и в голову не придет», «Может быть, это еще и лучше – не иметь добродетелей, но не иметь и пороков», «Злой быть грешно и доброй глупо», «Отличные способности? Жаль. С отличными способностями теперь некуда деться, он остается лишний»…

Конечно, каждый зритель увидит в новом спектакле что-то свое. Да, он пока не вызвал таких бурных споров у публики, как «Бесприданница», но его уже обсуждают. Наверное, так и должно быть, что одни искренне смеются, услышав рассуждения Глумова о том, как надо выслуживаться, а кто-то в то же время шепотом восклицает: «Ой, прямо как у нас!» Вот этот фрагмент: «Не рассуждать, когда не приказывают, смеяться, когда начальство вздумает сострить, думать и работать за начальников и в то же время уверять их со всевозможным смирением, что я, мол, глуп, что все это вам самим угодно было приказать».

О чем говорили первые зрители? О том, как соскучились по такой классике, о желании в ближайшее время перечитать произведение Александра Островского, потому что несколько иначе представляли себе некоторых героев. Например, Клеопатра Львовна Мамаева в исполнении Таисы Краевой здесь вовсе не стареющая кокетка, которой льстит внимание юного кавалера, а эффектная смелая молодая женщина. И Манефа Наталии Соничкиной не «полупьяная крестьянка», занимающаяся гаданиями и предсказаниями, а практически современная нам дама, умеющая выманивать деньги у богатых суеверных барынь.

Представители старшего поколения, скорее всего, будут сравнивать постановку с легендарным советским телеспектаклем Государственного академического театра имени Вахтангова, где главные роли сыграли Юрий Яковлев, Николай Гриценко, Людмила Максакова, Юрий Волынцев, Валентина Малявина… А мне почему-то вспомнился фильм-притча «Тень», поставленный в 1971 году по сказке Евгения Шварца. Там главный герой тоже как бы раздваивается, и его злобная тень выступает против своего доброго хозяина, не понимая, что порознь они существовать не смогут.

И хорошо, что в спектакле нет однозначно хороших или плохих героев. Даже Глумов Островского, который называет свой дневник «Записками подлеца, им самим написанными», обманывая людей, все же дает каждому то, чего тому не хватало: внимание, осознание своей значимости... Он использует свой талант во зло. Но ведь знания людской психологии могут приносить и благо.

Ведь даже самый популярный киноборец с преступностью Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя», говоря Шарапову про свои шесть правил общения с людьми для получения информации, называет в том числе и такие: чаще улыбайся, умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом, как можно скорее найди тему, которая ему близка и интересна, проявляй к человеку искренний интерес.

Напоминаем, что продолжительность спектакля вместе с антрактом около трех часов. В ролях: Данил Зинеев, Илья Головин, Татьяна Рапопорт, Дмитрий Самсонов, Таиса Краева, Василий Саргин, Дмитрий Кибаров, Елена Макарова, Екатерина Сысоева, Данил Камешков, Сергей Зырянов, Наталия Соничкина и другие. Если вы захотите высказать свое мнение об этой постановке, пишите на адрес редакции, обсудим.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы