Логотип Тагильский Рабочий

Сегодня - День памяти жертв блокады Ленинграда.Никто не забыт, ничто не забыто

27 января будущего года наша страна будет отмечать 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. «ТР» представляет цикл публикаций о тагильчанах-блокадниках. В этом номере – история Анвера Мамина.

Изображение Сегодня - День памяти жертв блокады Ленинграда.Ник Скачать изображение в формате JPG

Переживший

Родился в Ленинграде. Имя должно было звучать, как Анвар, но по ошибке работницы загса записали Анвером. Когда началась полная блокада Ленинграда, ему было четыре года. Мама работала в детском саду, отец уже три года служил в армии и в войну продолжил службу шофером полуторки на «Дороге жизни» через Ладожское озеро.

В силу возраста Анвер не понимал всех ужасов блокады. Из воспоминаний:

- Подобралась компания таких же маленьких друзей, большую часть свободного времени мы проводили на улице. Взрослели не по годам. Услышав вой сирены или сигнал из репродуктора: «Воздушная тревога! Всем в укрытие!», бежали до ближайшего бомбоубежища. Знали, какая сторона улицы более безопасна при артобстреле. Нашими любимыми игрушками были пулеметные и снарядные гильзы, которые сыпались и с наших, и с фашистских самолетов при бомбежках. «У тебя есть такие, а у меня другие. Меняемся?» Изучили все типы самолетов. Это фашистские разведчики-рамы, истребители и бомбардировщики, а это - наши, с красными звездами.

…А вот здесь можно бесплатно прокатиться на грузовой платформе трамвая. Подбегали обычно с хвостовой части и карабкались на платформу, катались, сколько душе угодно, пока не заметит вагоновожатый. Если же он останавливал состав из нескольких платформ и пытался нас поймать, мы оказывались быстрее и убегали.

Подводная нить

Из записной тетради Анвера Николаевича Мамина:

- Высоковольтный кабель, проложенный по дну Ладожского озера для обеспечения Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС, назван по аналогии с «Дорогой жизни». Прокладывался с августа по ноябрь 1942 года силами Ладожской военной флотилии. Благодаря подводному заложению кабель был недосягаем для авиации и артиллерии немцев. Всего было проложено пять нитей.

Подводный кабель выпущен на заводе «Севкабель» в Ленинграде. К началу августа 1942 года изготовлено более 100 км уникального шнура, выдерживающего напряжение в 10кВ. Из-за отсутствия изоляционной в блокадном Ленинграде использовалась бумага с водяными знаками, предназначенная для выпуска денег. Наружный диаметр кабеля 64 мм, вес погонного метра 16 кг, длина на одном барабане - 500 м. Для соединения использовались герметичные муфты массой по 187 кг каждая. Кабель на более чем 40 барабанах был перевезен к бухте Морье на Ладожском озере, где производился монтаж.

Памятник блокадному трамваю

Героями обороны Ленинграда стали не только наши доблестные воины и жители осажденного города, но и ленинградский трамвай. 15 сентября 1941 года была обесточена Стрельнинская линия трамвая, на которую вышли передовые немецкие части. 8 декабря из-за дефицита электроэнергии пришлось полностью остановить трамвайное движение в Ленинграде. Лишь 15 апреля 1942-го после тяжелой зимы неимоверными усилиями удалось снова запустить пассажирский трамвай. Эта дата стала священной для истории города.

10 марта 1942 года, за месяц до открытия пассажирского движения, пошел грузовой трамвай. Его задача была не менее ответственной. С наступлением весны городу грозила опасность эпидемии, поскольку неизбежно из-под снега вытаяли бы мусор и нечистоты, скопившиеся за зиму, когда не работали водопровод, канализация, не вывозились бытовые отходы.

Количество мусора, который смогли вывезти работавшие непрерывно трамваи, трудно представить даже сегодня – около миллиона тонн! Практически сразу начали перевозку сырья и продукции между продолжавшими действовать заводами.

Не сразу поверив в то, что в Ленинграде удалось запустить трамвай, немецкие артиллеристы устроили настоящую охоту и на вагоны, и на пассажиров. Они прекрасно знали расположение трамвайных остановок и вели по ним прицельную стрельбу, что приводило к жертвам. Выход был найден быстро. Трамвай останавливался вблизи старых остановок со случайным отклонением. Люди старались не скучиваться. Увидев трамвай, подходили к нему, а вагоновожатый терпеливо дожидался, когда пассажиры войдут в вагон.

Подвиг ученых

Ученые Всесоюзного института растениеводства Н.И. Вавилова совершили выдающийся подвиг во время осады Ленинграда. ВИР обладал огромным фондом уникальных зерновых культур и картофеля. Чтобы сохранить ценный материал, который позже помог восстановить сельское хозяйство после войны, селекционеры, работающие в институте, не съели ни единого зернышка, ни одного картофельного клубня. Умирали от истощения, как и остальные жители.

- Самым тяжелым периодом блокады стала первая зима 1941-42 годов, - вспоминает Мамин. - От голода и жестоких морозов погибло двести тысяч детей и четыреста тысяч взрослых. Иногда голод просто сводил с ума.

Когда 8 сентября замкнулось кольцо полной блокады Ленинграда, никто и предположить не мог, какие страшные испытания выпадут на долю мирных жителей. Город жил прежней, довоенной жизнью. В обычном режиме продолжали работать магазины, театры, кино, рестораны и кафе.

9 и 10 сентября в результате налетов фашистской авиации были уничтожены Бадаевские продовольственные склады. За счет этих запасов, при введении карточек, город мог бы продержаться до декабря 1941 года. Знал фашист, как больнее ударить.

Голод

Начался голод. Норма иждивенцев (дети относились к этой категории) достигла 125 граммов хлеба в сутки, рабочие получали по 250 граммов.

Садик, в котором работала мама Анвера, был закрыт, и мама перешла работать дворником. В обязанности входили не только уборка и содержание в порядке вверенной территории (у мамы на участке было два многоквартирных дома, в том числе и наш, который сохранился до сих пор, его показывали как-то по телевидению). Вторая задача - задержание сигнальщиков, которые с крыш домов фонариками указывали цели при авиационных налетах фашистов (предателей, к сожалению, и в то время было предостаточно). И самой тяжелой обязанностью дворника был ежедневный обход квартир, выявление умерших людей, которых еженедельно на автомашине вывозила специальная бригада для захоронения.

Стали донорами

В блокаду кровь сдавали в Ленинградском институте переливания крови (далее ЛИПК), сотрудники которого не эвакуировались. Донорам до института необходимо было как-то добраться, ведь с начала декабря 1941 года в городе не работал общественный транспорт. Никакой. Институт принимал их ежедневно (за исключением 15 сентября 1941 г. из-за зверского авианалета, в этот день кровь сдали сами сотрудники). За годы войны институт сдал более полумиллиона доз (около 144 000 литров). Если взять среднее значение, то это порядка 100 литров в сутки получал институт от жителей Ленинграда.

Жизнь продолжалась назло врагам. Больше стали выдавать хлеба с лета 1942 года. 18 января 1943-го фашист был отодвинут от города на 10 километров. Жить стало легче: по карточкам кроме хлеба стали давать жиры, керосин и даже водку, которую мама меняла на продукты. В квартирах появились примусы, керогазы для приготовления горячей пищи.

В январе 1944-го прозвучала мощная и продолжительная канонада. Город был полностью освобожден от блокады, враг отброшен на 100 км. 27 января 1944 года состоялся большой праздник в честь Ленинградской победы.

…Тут голос моего собеседника прерывается, на глазах появляются слезы... Спортивный, крепкий мужчина, который в свои 86 лет даст фору молодым и которому нет равных в парилке бани, часто вспоминает, какой тяжелой ценой досталась эта Ленинградская победа.

Вечером на Неве был салют. Весь город высыпал на улицы. Смеялись, плакали, целовались. Это было что-то непередаваемое. Такие чувства испытывали второй раз только на праздновании 9 Мая 1945 года, дня Великой Победы.

- Отец воевал на Ленинградском фронте, дважды был ранен, тонул с машиной подо льдом на «Дороге жизни». Но выжил и вернулся домой, - продолжает рассказ Анвер. - Пришли с войны и братья мамы: дядя Саша и дядя Костя. Оба закончили сражаться в Берлине в одной эскадрилье летчиками-истребителями. Мамины братья были моими кумирами. Я тоже хотел стать летчиком. Но не прошел по зрению. Решил пойти в моряки. Но и тут не повезло, перед прохождением медицинской комиссии было прооперировано плечо.

Поступил в Ленинградский техникум железнодорожного транспорта, который окончил в 1956 году. По своему желанию и по направлению приехал на Урал в Нижний Тагил, где и проработал на металлургическом комбинате в железнодорожном цехе до конца 2008-го. Послужной список: помощник машиниста, машинист и ряд должностей, вплоть до начальника железнодорожного цеха комбината-гиганта. После выхода на пенсию 16 лет работал слесарем-инструментальщиком в локомотивном депо.

С женой прожили 53 года, вырастили дочь и сына, дали им высшее образование. Три внука и четыре правнука.

Анвер Николаевич по-прежнему молод душой. Чем только не занимался: рыбачил, охотился, фотографировал, увлекался резьбой по дереву, летал на планере, прыгал с парашютом. 25 лет держал пасеку, лечил металлургов пчелами и продуктами пчеловодства. В следующем году его стаж за рулем достигнет 60 лет. Сейчас занимается садоводством.

А теперь о татуировках, которые сделал в 77 лет. Это военная полуторка отца со словами Ольги Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто», салют в честь снятия блокады над разведенным мостом, храм Успения Богородицы, построенный на Малой Охте из кирпичей с именами погибших блокадников, паровоз Черепановых, планер и пчела. Они всегда с ним и напоминают обо всех периодах прожитой жизни.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы