Догнать и перегнать
О том, как на нижнетагильском заводе было начато строительство конвертеров, можно рассказывать детям на уроках истории. В конце 1950-х годов руководитель СССР Никита Хрущев из очередной зарубежной командировки приехал расстроенным. Он полагал, что в железных ремеслах его держава - впереди планеты всей. На деле оказалось, что в капстранах сталь варят в стремительных конвертерах, где весь процесс занимает полчаса, а в Стране Советов по старинке - в мартеновских печах, где плавка длится 8-10 часов. Никита Сергеевич грозно стукнул кулаком по столу, и вскоре в промышленном сердце Урала началось строительство первого кислородно-конвертерного цеха. Стройку объявили ударной комсомольской.
- Комплекс был большой. Кроме конвертеров надо построить новые кислородные установки, железнодорожные пути, трансформаторные подстанции, - вспоминает заслуженный металлург России Михаил Аршанский, работавший в пусковое время механиком. - Стройка шла с переменным успехом. Прибывали все новые военные строители, комсомольские отряды. Естественно, профессионализма у них было мало, брали не умением, а числом.
От первого – к лучшему
Летом 1963 года стройка завершилась, и тагильские металлурги начали осваивать новую технологию. К октябрю цех готов был к производству промышленных объемов конвертерной стали. Спустя годы мартеновские печи на НТМК снесут, а первенца российских конвертерных цехов полностью реконструируют.
- В последнее десятилетие производственные линии модернизированы, - рассказал мастер конвертерного отделения Константин Матушкин. - На новом оборудовании легче и приятнее работается: меньше авралов, выше культура производства.
- Современная плавка – процесс интеллектуальный, она требует высокой квалификации от всех нас, - продолжает его мысль мастер-электрик Владимир Борзунов.
После реконструкции кислородно-конвертерный цех в Нижнем Тагиле - одно из самых эффективных сталеплавильных производств России. Четыре конвертера стали 160-тонными, парк оборудования пополнился установками «печь-ковш», вакууматорами, машинами непрерывной разливки стали. Цех имеет уникальную особенность: только здесь применяется дюплекс-процесс с получением товарной продукции ванадиевого шлака. Годовая производительность конвертеров 4,5 миллиона тонн стали. При этом металлурги не боятся экспериментировать, они уже освоили более 1 300 марок.
- За 60 лет мы произвели более 160 миллионов тонн стали, - сообщил вице-президент компании ЕВРАЗ, руководитель дивизиона «Урал» Денис Новоженов. - Ранее мощность конвертерного цеха была в два раза меньше, но все это время коллектив улучшал производство.
Праздник к нам приходит...
В честь торжественной даты металлурги провели юбилейную плавку. Из огромного ковша, рассыпая искры, в чашу конвертера льется расплавленный чугун. Там он продувается чистым кислородом, и через полчаса сталь уже готова. Над агрегатом – огненные сполохи и клубы дыма. Для непривычного человека зрелище жутковатое, а сталевары, обеспечивающие за смену по 40 плавок, наблюдают за происходящим с нежной гордостью. Это общий праздник для самого большого на комбинате цеха, где трудятся 1 600 человек.
Готовясь к юбилею цеха, металлурги провели конкурс на лучший эскиз стелы, символизирующей труд сталеваров. Участниками стали 24 работника цеха, лучшим признан эскиз оператора поста управления термоотделения Натальи Чернышевой. 6 октября стелу торжественно открыли. Начальник цеха Игорь Захаров уверен, что установленная на площадке возле цеха стела будет заряжать своей энергией идущих на смену людей.