Логотип Тагильский Рабочий

Вернувшись в горный

Татьяна Серебренникова с 2006 года преподает в Нижнетагильском горно-металлургическом колледже имени Е.А. и М.Е. Черепановых, где сама изучала металлургию, решив пойти по родительским стопам, как и многие ее студенты.

Изображение Вернувшись в горный Скачать изображение в формате JPG

Пойду в цех

Окончив девять классов, Татьяна собиралась поступить в юридический колледж в Екатеринбурге. Без проблем прошла отбор, но, подумав, поняла, что это направление ей совсем не подходит. Тогда вспомнились недавняя школьная экскурсия и впечатления, оставшиеся после посещения горного колледжа…

– Его здание меня поразило – старинное, красивое. Решила – пойду учиться сюда, – рассказывает она.

Абитуриентка остановилась на металлургии черных металлов. Как иначе, если родители трудятся на комбинате?

– Мама была инженером по охране труда, папа – водителем. Хотелось тоже пойти в цех. Ни разу не пожалела. До сих пор помню первую практику в мартеновском цехе на Нижнетагильском металлургическом комбинате: незабываемую атмосферу и то, как завораживает раскаленный металл. Уже тогда познакомилась со своими будущими коллегами и мужем, который был сталеваром.

После колледжа Татьяна приступила к работе в уже знакомом цехе. Сейчас с теплотой вспоминает то время и коллектив – жаль, что цех закрыли, признается она. Хотя проработала там недолго, это место стало важной частью жизни, впрочем, как и весь комбинат.

– Можно сказать, вся семья трудилась на НТМК. Муж, я, родители, только дети – гуманитарии, – говорит Татьяна Серебренникова. – Одна дочь - виолончелистка в тагильской филармонии, другая – воспитатель.
После мартеновского производства работала в центральной лаборатории комбината лаборантом химического анализа. Параллельно с этим училась в Российском государственном профессионально-педагогическом университете на факультете металлургии и профессионального обучения, практику проходила в горном:

– Директор Владимир Иванович Мигунов предложил остаться. Я была на последнем курсе и, получив диплом о высшем образовании, приступила к новой работе. Преподаватели меня, бывшую студентку, знали, и мне не было трудно – все помогали. Если что-то делала не так, то вместе проводили работу над ошибками. Первое время волновалась, заходя в кабинет, где сидят 30 человек. Директор посещал пары, слушал, наблюдал за мной и студентами, давал советы, успокаивал. Это помогало.

Спустя десять лет, проведенных на производстве, переквалифицироваться в педагога было непросто, но вполне возможно и интересно.

Не всегда отличники

Нагрузка на нового преподавателя сразу была высокой: Татьяна вела спецпредметы, среди которых - материаловедение, основы металлургического производства и любимое производство стали и чугуна. Вдобавок к этому – классное руководство.

– У меня училась группа третьего курса, – вспоминает преподаватель. – Весело было. Сначала ребята проверяли на прочность, потом постепенно привыкли ко мне и к моим требованиям. Через год расставаться с ними стало грустно, как и со всеми следующими выпусками.

Сейчас Татьяна Серебренникова ведет четвертый курс, преподает специальные дисциплины и готовит выпускников к финальным испытаниям. Ребята все разные, как и уровень их подготовки, но в целом – упорные и способные. Участвуют в международных и всероссийских конкурсах: в этом году в четверть- и полуфинале Национального чемпионата по технологической стратегии «Профессионалы будущего» заняли первые места.

– Бывают и проспанные пары, и двойки, и недопонимание, но ребята хорошие, – говорит она о своих студентах. – Может, не все отличники, но всегда уважительные, добрые, отзывчивые.
Большинство будущих сталеваров, как и их педагог, продолжают династии. Их родители – металлурги, учившиеся в горно-металлургическом колледже, в том числе и на заочном отделении, где тоже преподает Татьяна.

– Помню многих родителей своих сегодняшних учеников студентами. Их дети увлечены своим делом, и профессию выбирают осознанно. Может, поэтому у выпускников направления «Металлургия черных металлов» практически стопроцентное трудоустройство на металлургический комбинат.

С 31 октября по 8 апреля студенты будут работать в доменном и конвертерном цехах – их первая производственная практика. На втором курсе проходила ознакомительная – изучали НТМК на экскурсиях… Теперь юноши станут горновыми, подручными сталевара-конвертера, разливщиками стали, операторами машины непрерывного литья заготовок, а девушки (их в группе двое) – контролерами отдела технического контроля в конвертерном цехе.

Весной студенты получат профессиональный разряд, сдадут сессию, дальше – защита дипломного проекта и демонстрационный экзамен.

После выпуска

Чтобы сдать экзамен, нужно много знаний и умений. Работа в лабораториях, расчеты, вычисления, оттачивание практических навыков. Татьяна Серебренникова увлеченно рассказывает о лабораториях и тренажерах-симуляторах горно-металлургического колледжа – в конце прошлого века в ее студенчестве, такого не было.

– Мы сдавали экзамены, уходили на практику, после которой – выпускной экзамен и защита дипломной работы, где все чертежи выполнены вручную. Сегодня ребята делают это в специальной программе – им легче. Тренажеры имитируют работу в цехе – так появляются базовые навыки и понимание того, как там все устроено.

Окончив колледж, металлурги приступают к работе. Многие параллельно с этим заочно получают высшее образование, чаще всего профильное, иногда – педагогическое. Некоторых выпускников химия (именно на этой науке основаны все процессы сталеварения) увлекает настолько, что они начинают ее преподавать в школах, получив диплом пединститута. Кто-то остается в колледже уже в качестве педагога.

– На этом наше общение с выпускниками не прекращается. Они часто приходят поделиться новостями, попросить помочь с написанием еще одного диплома или же просто поиграть в баскетбол или волейбол на площадках колледжа, которые всегда открыты для студентов нынешних и бывших – им в стенах старейшего учебного заведения Нижнего Тагила всегда рады.

Успеть за прогрессом

В свободное время, которого не так уж много – на неделе всего один выходной, Татьяна Серебренникова читает профессиональную литературу. Новые технологии, изобретения не перестают сменять друг друга – за прогрессом надо успевать, знать тонкости, ведь зачастую именно такие новинки становятся темами дипломов.

Например, несколько лет назад вместе со студентами они следили за запуском 7-й доменной печи на НТМК. Ждали долго, с нетерпением: от этого зависели работа конвертерного цеха, поставки чугуна. В ходе строительства круглосуточно были заняты около тысячи человек, и запустили ее в рекордные сроки, всего за полтора года.

– Такие вещи очень объединяют нас с ребятами. Для многих комбинат тоже стал неотъемлемой частью жизни и, думаю, они принесли немалый вклад в его развитие. Наши выпускники знают свое дело, верны ему и искренне любят.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы