Логотип Тагильский Рабочий

Жизнь на ощупь

Максим Солоненко - незрячий, но ведет образ жизни гораздо более активный, чем многие его сверстники. Занимается дзюдо и завоевывает медали на соревнованиях от городского до всероссийского уровней. Наше знакомство с Максимом произошло на одной из тренировок, которая проходила в спортивно-адаптивной школе имени Михалины Лысовой.

Изображение Жизнь на ощупь Скачать изображение в формате JPG

Преодолел себя

Захват, подсечка - и соперник лежит на татами. 16-летний спортсмен умело отрабатывает технику ведения боя. С дзюдо дружит с четвертого класса.

- Слова «дзюдо» раньше не слышал. Насколько помню, на первой тренировке показали несколько бросков, борьбу в партере. Тогда просто пришли с ребятами попробовать. Когда все испытал на себе, стало интересно, поэтому продолжил заниматься, - говорит Максим. – Теперь у меня четыре тренировки в неделю.

Лишенный способности видеть юноша стал участвовать в паралимпийских состязаниях и побеждать. В личной копилке – медали первенства города, Свердловской области, России. В этом году занял второе место на всероссийской летней спартакиаде инвалидов. Родители поддерживают увлечение сына спортом.

- Выйти на татами заставляет желание побороться с кем-то новым, попробовать свои силы и победить. Доволен, если смог занять второе или первое место. Значит, преодолел себя, добился успеха, - сказал спортсмен.

Научился ориентироваться

Максим учится в коррекционной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Верхней Пышме. Сейчас он в девятом классе.

- Утром просыпаюсь, умываюсь и иду на зарядку. Затем возвращаюсь в спальню, заправляю кровать. Еще дежурим по очереди с ребятами. Протираем подоконники, шкафы, стол, моем пол в спальне. Как удается помыть? Беру в руку швабру, подхожу к стене и веду ею вправо, влево, под кроватями, посередине и так до конца комнаты, - описывает Максим распорядок дня.

Ребята социализируются, адаптируются в школе. Максим вспоминает, что раньше, еще в детском саду и начальных классах, боялся обращаться к взрослым людям по имени-отчеству. Теперь смог преодолеть страх.

На занятиях по бытовому ориентированию незрячим помогают приспосабливаться к жизни. Максим может самостоятельно приготовить бутерброд, подогреть на плите еду, поставить чайник и налить себе чашку чая. Учеников с нарушением зрения также обучают самостоятельно находить дорогу на улице.

- Тренируемся по школьной территории ходить с тростью. Когда идем, двигаем ею из стороны в сторону. Ударяется об окружающие предметы, значит, перед тобой препятствие, - рассказывает юный тагильчанин.

Признается, что дома совсем не задумывается, когда передвигается. Знает, куда идти и где что находится. Никогда не считает, сколько нужно шагов. Делает все неосознанно, по привычке.

- К примеру, если сижу в комнате, для того, чтобы дойти до кухни, должен встать и пройти несколько шагов. Знаю, что слева двери, они обычно открыты. Выхожу из комнаты, затем нужно повернуть налево. Один линолеум заканчивается, начинается другой. Оказываюсь в коридоре. Еще один шаг, поворачиваю налево и все - захожу на кухню, - говорит Максим. - В школе, хотя и далеко идти от класса до спальни, тоже запомнил, где повернуть, когда подниматься по лестнице, какая по счету дверь. В принципе, получается ориентироваться.

Путешествует по стране

Кроме школы Максим посещает мероприятия, на которые приглашает центр адаптивной культуры. В городской библиотеке может взять почитать книги со специальным рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля). Вместе с группой бывает в музеях на экскурсиях, где порой разрешают прикоснуться к экспонатам. Также ходит в театры и смотрит фильмы с тифлокомментарием.

- В свободное время обычно слушаю интересные видео про страны и достопримечательности. Нравится, когда что-нибудь познавательное рассказывают, чтобы понятно было, поскольку я не вижу.

Несмотря на ограниченные возможности, Максим живет более чем полноценной жизнью. Любит путешествовать по разным городам.

- Недавно был на соревнованиях в городе Салавате (Республика Башкортостан). Ездил в Сочи, Анапу, Феодосию. Еще бывал в Раменском, в Ульяновске, - говорит Максим. - В Феодосии запомнилось море. Ходил в аквапарк, посетил дельфинарий. Остались яркие впечатления от общения с дельфином. Держался за него, когда плавал.

Мечтает о книге

У Максима есть питомец - кот Мурзик. Рассказывая о любимце, юноша с удовольствием вспоминает подробности его появления в семье.

- На даче у соседей была кошка, которую привезли весной. Когда хозяева уезжали, мы подкармливали ее. Кошка родила котят и принесла в наш чулан. Так летом и жило там кошачье семейство. Потом маме захотелось взять котенка, который понравился. Забрали двухмесячного котика, назвали Мурзиком. Когда только привезли домой, он всю ночь мяукал и прятался под кроватью. Но вскоре привык к нам, вырос. Сейчас это большой кот. Одно время даже на дачу вывозили. Но животное плохо переносит поездки, поэтому решили не мучить. Хотя в деревне коту нравится: везде гуляет, ловит мышей и птиц.

В доме есть рыбки. По словам Максима, поначалу кот пытался устроить рыбалку, но свалился. После неудачной попытки аквариум прикрыли стеклом, и желание поймать еду самостоятельно у питомца пропало.

В детстве наш герой хотел, как и многие мальчишки, полететь в космос и найти там жизнь. Но потом из фильма про Вселенную понял, что, если и получится осуществить, то точно не скоро. Сейчас сокровенная мечта - написать книгу.

- Почему-то такая идея недавно пришла в голову. Правда, еще не доработал, - поделился Максим. – Общую концепцию уже придумал. Жил ученый, который изучал вирусы. Однажды он смог изобрести такой микроорганизм, который мог проникать в мозг человека и копировать оттуда воспоминания, мысли. Потом выходить, лететь обратно к ученому, присоединяться к его компьютеру и закидывать всю собранную информацию. Этот человек и дальше создавал такие вирусы, потом рассылал, чтобы заражали людей. Чем все завершится, пока еще не знаю. Наверное, чем-нибудь таким, что его вычислили, поймали и наказали.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы