Детективная история
Поставил английский детектив на тагильской сцене режиссер, заслуженный артист России, художественный руководитель драматического театра Игорь Булыгин. Он признался, что детективы любит с детства и Агата Кристи в числе его любимых авторов. Про постановку «Мышеловки» думал давно, а теперь все сложилось. Подготовка началась в сентябре. Художник Юлия Зятькова изучала английские костюмы, стараясь сделать каждого персонажа максимально правдоподобным: действие-то происходит в середине прошлого века в Англии. И неудивительно, что первые зрители сразу же сказали ей «Браво!» за красивую и стильную картинку на сцене.
У публики теперь есть возможность увидеть классический детектив в зимнем интерьере с загадочными убийствами, но без нагнетания страстей. В афише стоит возрастное ограничение 16+, хотя можно смело поставить 12+, так как даже сцена убийства в спектакле сыграна на редкость изящно и без жутких подробностей. Спектакль стильный, красивый, по-английски сдержанный. Знатоки творчества признанной «королевы детектива» будут довольны бережным отношением режиссера и актеров к тексту, их умением держать интригу и притягивать подозрения к своей персоне.
По традиции, зрителей просят не рассказывать, чем заканчивается пьеса и кто же все-таки убийца. Хотя вряд ли среди театралов найдется много людей, не читавших одно из самых известных произведений Агаты Кристи.
Детектив «Три слепых мышонка» появился в 1947 году как короткий радиоспектакль, а официальная премьера пьесы состоялась на театральной сцене в Лондоне в 1952-м. В одной из книг, посвященных Агате Кристи, говорится о том, что делая инсценировку своего рассказа, королева детектива сама не была уверена в успехе постановки, и для нее бешеный интерес публики к спектаклю остался загадкой.
Теперь «Мышеловка» считается хрестоматийным произведением, ее включают в пособия по изучению английской литературы. Спектакль называют достопримечательностью Лондона, и он является абсолютным рекордсменом по непрерывности постановок. Ее перевели на два десятка языков, поставили более чем в 40 странах, но в конце каждого спектакля зрителей по-прежнему просят не рассказывать, чем она заканчивается.
По данным энциклопедий, «Мышеловку» до сих пор не экранизировали в Англии только потому, что продюсер спектакля продал одной из кинокомпаний права на создание фильма с оговоркой, что начать съемки можно будет лишь через полгода после последнего спектакля в Лондоне, но пьеса до сих пор идет на сцене.
А вот в Советском Союзе художественный фильм все-таки сняли. В 1990 году режиссер Самсон Самсонов создал свою «Мышеловку» по сценарию актера и режиссера Владимира Басова, памяти которого и посвятили картину. В ролях: Елена Попова, Евгений Парамонов, Елена Степанова, Антон Курепов, Владимир Сошальский, Борис Химичев, Никита Высоцкий. А миссис Бойл в исполнении Елены Степаненко зрители признали лучшим сценическим образом известной юмористки.
В темном пальто и фетровой шляпе
Пьеса в двух действиях начинается, естественно, с интриги: «Слышна мелодия детской песенки «Три слепые мышки». Когда занавес открывается, на сцене темно. Музыка умолкает, сменяясь пронзительным насвистыванием той же мелодии. Раздается отчаянный женский крик, потом мужские и женские голоса: «Боже, что это? Туда! Туда! О Боже!» Полицейский свисток, еще несколько свистков, и все стихает…»
Буквально с первых же минут зрители слышат голос по радио: «В связи с убийством полиция разыскивает для опроса замеченного поблизости от места преступления человека в темном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе». Как отметила одна из героинь: «Чрезвычайно полезное описание. Подходит чуть ли не к любому человеку». И именно так были одеты хозяева и гости пансионата. Значит, под подозрением - все.
...В доме, занесенном снегом, оказались, вроде бы, незнакомые друг другу люди, которых, на первый взгляд, ничего не связывает. Их сыграли восемь актеров, получивших восторженные отклики зрителей. По словам Игоря Булыгина, 50 % успеха спектакля - правильное распределение ролей, и у всех получилось стопроцентное попадание в образ.
Таиса Краева – хозяйка пансионата Молли Рэлстон, по описанию Агаты Кристи: «Это высокая красивая женщина лет тридцати с приятным открытым лицом». Максим Самсонов – Джайлс Рэлстон: «Довольно самонадеянный, но не лишенный обаяния молодой человек одних лет с Молли».
Дмитрий Кибаров здесь Кристофер Рен: «Диковатого вида нервный молодой человек. Длинные растрепанные волосы, яркий плетеный галстук. Держится доверчиво, почти по-детски. Напевает детскую песенку и хихикает, производя впечатление человека не вполне нормального». Алексей Карпов перевоплотился в майора Меткафа, он: «Широкоплечий человек средних лет с военной выправкой и манерами».
Марии Харламовой досталась роль миссис Бойл: «Это крупная, внушительного вида женщина в чрезвычайно дурном расположении духа». По мнению других гостей пансионата – старая ведьма. Светлана Кравченко сыграла мисс Кейсуэлл, которая, по задумке автора, «Молодая женщина несколько мужеподобного вида» с низким голосом. А по словам хозяина пансионата: «Ужасная женщина — если она женщина».
Василий Мещангин – мистер Паравичини: «Пожилой темноволосый иностранец с пышными усами. Похож на Эркюля Пуаро, только чуть выше ростом, что может сбить публику с толку». «Я окутан тайной. Гость, которого вы не приглашали», - говорит он о себе. А Молли уверена: «На вид он совсем старый, и иностранец, и все такое, но, может быть, он не так стар, как выглядит. Он движется, как молодой и явно употребляет косметику».
Последним появляется на сцене Александр Швендых, он же сержант Троттер: «Веселый и весьма обыкновенный молодой человек». Кристофер в восторге: «Какой симпатичный, правда? Я и раньше всегда думал, что полицейские очень симпатичные люди». А миссис Бойл, как всегда, недовольна: «Полицейский — на лыжах!», «Неужели вы сержант? Вы слишком молоды», «Глуп, как пробка. С первого взгляда видно».
Интересная компания? И как итог описания можно привести слова Молли: «Почему это все наши гости или неприятные, или со странностями?» Но это уже загадка для зрителей. Ведь кто-то из героев - те самые слепые мышки, которые не понимают, что на них уже идет охота, и все они скоро окажутся в мышеловке рядом с убийцей.
«Нельзя всю жизнь убегать от жизни»
Детективы у Агаты Кристи особенные. В них есть не только убийства и запутанный сюжет, но и ирония, определенная философия, фразы, которые остаются в памяти. Примеры из «Мышеловки»:
«Не мешает знать кое-что о людях, которые спят под вашей крышей», «По-моему, люди просто чудовищно интересны. Они все интересны, потому что вы никогда до конца не знаете, что за человек перед вами и что он думает», «Молодые люди в наше время нервные. Будем надеяться, что с годами это пройдет», «Говорят, то, что было в детстве, значит больше, чем все остальное». «Эти детки — жестокие создания. Некоторые из них так никогда и не взрослеют», «Я убью их всех, когда вырасту. Потому что взрослые могут делать все, что им нравится»…
В пьесе и гости, и хозяева не только пытаются понять, кто же из них убийца, но и боятся, что другие узнают их тайну из прошлого. Кто-то прячется в свой «кокон», а кто-то, как Молли, рассуждает: «Нельзя же всю жизнь убегать от жизни… В жизни всякое может случиться. И мы должны сами все преодолевать, должны идти дальше своей дорогой».
Кстати, сюжет «Мышеловки» перекликается с другим известным произведением Агаты Кристи – «Десять негритят». Действие происходит в замкнутом пространстве, у всех присутствующих есть свои «скелеты в шкафу», они подходят на роль убийцы, которым в итоге оказывается одержимый идеей справедливости маньяк, использующий детскую навязчивую песенку… И некоторые фразы героев «Мышеловки» можно услышать в фильме Станислава Говорухина «Десять негритят». Например: «Жизнь — это то, что вы из нее делаете. Идите прямо вперед и не оглядывайтесь» и «Прошлое касается меня лишь настолько, насколько я этого хочу».
Про Агату Кристи написано немало книг и статей, и некоторые авторы уверяют, что она писала детектив ради детектива, где есть обязательная загадка и вечная формула: добро всегда побеждает зло, а убийца должен быть наказан. И, конечно, мы благодаря ей знаем: «Все преступники рано или поздно ошибаются».
В соцсетях у спектакля все отзывы восторженные. Зрители благодарят и актеров, и режиссера, и художников, композитора… И как тут не вспомнить слова хозяйки занесенного снегом пансионата: «Как мне хочется, чтобы вначале все шло гладко. Самое важное — хорошо начать». Судя по премьерным показам, тагильчане начали прекрасно и «Мышеловка» стала настоящим театральным магнитом для публики.