Логотип Тагильский Рабочий

Как самая почетная профессия стала редкой

Трудовые будни шахт Нижнего Тагила начались в первые годы советской власти, приобрели небывалый размах в середине прошлого века, а к нашему времени сократились до единственного подземного цеха. По такому же курсу идет востребованность в шахтерских профессиях. Полвека назад тагильчан, работавших на подземных горизонтах, а также осваивавших шахтерские специальности в учебных заведениях, были тысячи, сейчас их всего 200 человек.

Изображение Как самая почетная профессия стала редкой Скачать изображение в формате JPG

Золотое времечко

В нашем городе подземным способом сначала добывали только медную руду вблизи станции Сан-Донато. С пуском в 1946 году шахты «Магнетитовой» началась добыча железной руды. В 1970-е это был уже мощнейший добывающий комплекс Урала. Вместе с ним на-гора выдавали руду еще две шахты Высокогорского горно-обогатительного комбината: «Эксплуатационная» и «Естюнинская», а также шахта «Капитальная» Рудника имени III Интернационала. Это время по праву можно назвать триумфом шахтерских профессий.

Труд шахтера был по-настоящему почетен. Власти их отмечали государственными наградами, журналисты и писатели баловали постоянным вниманием. Но главное – нелегкая работа достойно оплачивалась. Шахтеры получали в месяц по 500-600 рублей при средней заработной плате в Советском Союзе 159 рублей (1978 год), и уходили в ежегодный отпуск на два месяца.

Тагильские мальчишки охотно шли в профессиональные училища и горно-металлургический техникум, чтобы получить заветные корочки, открывающие путь на подземные горизонты. Огромной популярностью в городе пользовались шахтостроители, на тагильских объектах трудилось более трех тысяч профессионалов треста «Востокшахтопроходка».
Молодежь в очереди выстраивалась, чтобы устроиться в подземные цеха по самым востребованным специальностям - стать крепильщиками, машинистами скреперных лебедок, машинистами буровых установок. Рабочей элитой, несомненно, были и остаются проходчики, умеющие все – бурить, взрывать, чистить и крепить забои.

- На шахту «Магнетитовую» после окончания училища нас пришло 12 человек. Большинство ребят взяли на добычу, а меня - на проходку. Наставником в забое был опытный бригадир Николай Ворона. Теорию я уже знал, а практиковал он меня просто: просил что-то поднести, подать да смотреть, как он работает, - вспоминает слесарь участка подстанций и водоотлива шахты «Магнетитовая» Александр Новожилов, почти четыре десятилетия отработавший на проходке.

Видимо, Александр оказался смышленым учеником, потому что при создании на шахте комсомольско-молодежной бригады его к себе забрал Сергей Шабунин. Сергей Аркадьевич – живая легенда «Магнетитовой», он является полным кавалером почетного знака «Шахтерская слава», бригадиром проходчиков, годами лидировавших по производственным показателям на предприятии.

В очередной раз поздравляя с победой бригаду Шабунина, начальник шахты Александр Нестеров решил создать конкурентную среду, собрав в цехе еще одну сильную команду. Бригадиром будущих звезд проходки стал Александр Новожилов.

- Хорошо уже знал людей, их характеры, производственный потенциал. Увел с добычи Александра Черняева, Игоря Тарасова, Александра Черепанова. Всего в бригаде было шесть человек. Мы работали на равных с лучшими проходчиками шахты, - рассказывает Александр.

Глубокие люди

Шахтеры – это набор традиционных профессий. Функционал за десятилетия практически не изменился, хотя технический прогресс не обходит их стороной. Стабильными остаются трудности, связанные с физическими нагрузками и работой во враждебной человеку среде. Как и в прошлом столетии, профессии эти овеяны романтикой покорителей недр. Почему же в Нижнем Тагиле шахтерские профессии потеряли былое притяжение и стали настоящей редкостью?

Популярность шахтерских специальностей напрямую зависит от состояния горного дела на территории. В Нижнем Тагиле в связи с истощением запасов одна за другой закрываются шахты. Сегодня руду на-гора выдает только «Естюнинская». Образовательные учреждения давно перестали готовить подземных технологов. Теперь новичку на шахте предлагают пройти индивидуальный курс обучения у опытного наставника.

Об огромных зарплатах советского образца речи не идет, но некоторые плюсы профессии остались. В частности – подземный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Отработал 10 лет под землей – в 50 получил пенсию, а можно, выработав свою «горячую двадцатку», стать и вовсе молодым пенсионером.

Есть еще неявное преимущество шахтного бытия. Все без исключения знакомые высокогорцы уверяют, что «шахтерское братство» - это не выдумка. Даже завершивших карьеру шахтеров, как магнитом, тянет пообщаться с коллегами, побывать на родной шахте. Общее дело и экстремальные условия сплачивают людей, заставляют их относиться бережнее друг к другу. Отсюда чувство принадлежности к одному сообществу и ставшая обычной взаимовыручка.

- Напарник тебе в забое роднее, чем брат. Твоя безопасность в его руках, а его – в твоих, - говорит проходчик «Естюнинской» Алексей Уланов.

Что касается почестей, то в топе сегодня совсем другие профессии. Радует то, что Нижний Тагил по-прежнему гордится своим индустриальным статусом и отмечает заслуги людей в рабочих спецовках. Среди наших земляков, удостоенных звания «Почетный гражданин Нижнего Тагила», есть бригадир каменщиков Николай Вахрушев, токарь Анатолий Додор, машинист экскаватора Иван Усольцев, доменщик Юрий Филин и наш добрый знакомый – шахтер Александр Новожилов.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы