Для Ирины Набережновой Новый год с детства - один из самых любимых праздников. Именно поэтому в начале декабря на полках квартиры «селятся» самые разнообразные фигурки Дедов Морозов.
- Моей коллекции почти 30 лет. Самого первого «дедушку» привез муж из Германии в 1995 году. Хотя официально это Санта-Клаус, в семье все равно называем его Дедом Морозом. Помню, ставили его на праздничный стол и наблюдали, как он шагал, звеня колокольчиком и распевая новогоднюю песню, - рассказала Ирина Семеновна.
Через какое-то время к нему добавился еще один, подарили дети. Потом еще и еще… Сегодня в коллекции тагильчанки около 30 самых разнообразных фигурок.
Сказочный лес
- Любовь к Новому году нам привили старшие. Мы жили на Кушве большой семьей в трехкомнатной квартире: я, старшие сестра с братом, мама, четверо ее братьев и наша бабушка Соня, - вспоминает Ирина Набережнова.
Новый год в большой семье Сомсиковых (девичья фамилия Ирины Семеновны) любили все. Старшие братья добывали живую ель, из большой комнаты выносили мебель, оставляя только кровати. Ставили дерево в центре и украшали.
Елка была огромная - под потолок! Тогда ее украшали взрослые. Вешали серпантин, мандарины, грецкие орехи, завернутые в фольгу, конфеты. Брат любил пошутить: иногда Сетайком съедал конфету, оставляя на елке лишь пустой фантик. Обидно, конечно…
Под елку обязательно ставили большого белого Деда Мороза из папье-маше и ваты… Борода блестела, хотелось трогать его, рассматривать.
- Когда мы подросли, украшали елку и комнаты сами, делали это от души – пространство превращалось в какой-то сказочный лес. Натягивали нитки под потолком через всю комнату, на них навешивали снежинки, вату, порой так много, что пройти было сложно, - смеется Ирина Семеновна. – Но взрослые никогда не ругали нас, давали полную свободу действий…
Дед Мороз из часовни
Спустя много лет Ирина Набережнова уже со своими детьми, племянниками и многочисленными родственниками продолжили встречать Новый год по добрым семейным традициям:
- Обязательно готовили новогодние костюмы, шили их сами, мастерили из всего, что есть. Помню, как старшая дочка решила нарядиться в Снежную королеву и несколько месяцев собирала фольгу от конфет, которой потом вместе с младшей сестрой обклеивали картонную корону. Красивая, кстати, получилась, не хуже магазинной!
Обязательно придумывали конкурсы и призы. В 90-е годы, когда на полках магазинов практически ничего не было, умудрялись находить или, как тогда говорили, «доставать» интересные подарки. Готовиться начинали заранее – в начале осени. Традицию с конкурсами сохранили до сих пор.
- Дочки уже выросли, у меня два внука и внучка, но в Новый год обязательно собираемся вместе, - добавляет Ирина Семеновна. - И дети, и взрослые с удовольствием участвуют в конкурсах – азартно вырезают снежинки на скорость, рисуют Деда Мороза с закрытыми глазами, вспоминают песни про зиму…
Каждый год дочки и внуки стараются пополнить коллекцию Дедов Морозов. Часть из них куплена в обычных магазинах, а вот некоторые имеют особое значение.
- Однажды мы ездили на Новый год в Королев - в гости к младшей дочери. Зашли в небольшую лавку при часовне. На витрине увидела фарфоровую фигурку Деда Мороза в голубом кафтане. Сразу поняла – без него не уеду. Он напомнил мне о детстве и старых советских новогодних мультфильмах.
Еще один интересный экземпляр – фигурка Деда Мороза Гжельского фарфорового завода. Есть в коллекции «дедушки» ручной работы – деревянная фигурка с новогодней ярмарки в Москве, Дед Мороз из сысертского фарфора ручной росписи, а самый маленький Морозик в коллекции – также ручной работы из стекла, его размер около четырех сантиметров.
Какой Дед Мороз пополнит коллекцию Ирины Набережновой в этом году, пока неизвестно – дочери и внуки готовят ей новогодний сюрприз.