В это же время, наверное, осенью 1970 года, написал сочинение, рукописный черновик которого занял всю тетрадочку в 12 листов. Я его даже отправил на всероссийский конкурс имени Горького и получил в качестве награды книжку.
На титульном листе было выведено: «Быков Григорий Семенович, рабкор «Тагильского рабочего» в 30-е годы. Убит в 1935 году». Видимо, личность этого человека произвела на меня неизгладимое впечатление.
Сочинение начинается со слов Максима Горького: «Он был одним из передовых рабкоров на Высокогорском железном руднике, неутомимо разоблачал кулаков-подрядчиков, вредителей-оппортунистов».
Первая часть текста сочинения 50-летней давности сегодня кажется очень пафосной и сильно идеологизированной. Но как могло быть иначе, если я рос октябренком, председателем совета пионерского отряда, председателем совета дружины школы, членом комитета ВЛКСМ?
Одним из ярких героев стал для меня, школьника, коммунист Григорий Быков. Поскольку газета «Тагильский рабочий» неоднократно рассказывала о судьбе земляка, чьей фамилией названы улица и железнодорожная станция, долгие годы существовала премия его имени для внештатных авторов, не буду цитировать его биографию по сочинению. Ограничусь основными вехами. Отца задавило в шахте, мать и двое братьев умерли от голода в 1921-м. Бродяжничество, воровство. Детский дом. Откуда Григорий сбежал, твердо решив стать рабочим на Руднике. Постепенное взросление под присмотром рабочих наставников, приобщение к общественной работе. Так он стал передовым рабочим, уважаемым в коллективе человеком. В 1930 году Быкова приняли в партию.
Закономерно в его жизни случился еще один важный поворот. Из сочинения: «Принципиальный и честный, Григорий не мог проходить мимо недостатков. Появились его первые заметки в газетах. Они больно били врагов, выступали против бюрократов, бесхозяйственности. Григорий видел, что его заметки волнуют окружающих, заставляют их много думать и делать, и сердце его наполнялось гордостью. Так Григорий стал рабкором… Его корреспонденции регулярно появлялись на страницах «Тагильского рабочего», газеты «Голос горняка»; он помещал свои заметки в «Правду», «За индустриализацию», «Уральский рабочий», в журнал ЦК профсоюза горняков «За руду и минералы»… Чутко прислушивался он к жалобам, не отступал при выполнении задуманного ни перед чем. Однажды, заступаясь за рабочего, Григорий дошел до директора рудника и добился своего».
В сочинении лирически-пафосно описывается прощание с героем: «Тысячными колоннами стекался рабочий Тагил к клубу металлургов. Огромное горе привело сюда этих людей. Они пришли проститься со своим верным товарищем и другом Григорием Быковым. Пришли отдать дань уважения и любви коммунисту Быкову. Но в их лицах не только горе и отчаяние. В них твердая уверенность в том, что дело, за которое боролся и погиб Григорий Быков, восторжествует…»
В рамках подготовки к будущей профессии я начал заниматься в школе рабочих корреспондентов при газете «Тагильский рабочий», где стали появляться и мои крошечные заметки из жизни учащихся.
В моем личном архиве сохранились и эти заметки, и открытка – приглашение от имени горкома КПРФ, горисполкома и редакции «ТР» на торжественное собрание в честь Дня советской печати, где нас, школяров, наравне со взрослыми именовали «Уважаемый товарищ».
Вместе со мной первое погружение в сферу информации через ШРК делали тогда тоже ученики тагильских школ Наталия Пермякова, известная сейчас новосибирская журналистка Н.А. Паина и ныне патриарх тагильской журналистики Сергей Лошкин, мой друг и однокурсник. В группу школьников входила еще некая Марина, которая, видимо, мне симпатизировала, о чем свидетельствуют сохранившиеся ее любопытные «деловые» письма.
От Марины, видимо, в начале апреля 1971 года:
«Здравствуй, Дима! Если ты непреднамеренно пропустил это занятие, то 6 апреля, не раньше, приходи в типографию. Там нам дадут письма, и мы сами будем делать правку этих писем. На занятии мы проходили ее. При правке надо знать, что берется за основу статьи, то есть: 1. Какова тема материала. 2. Разработка темы. 3. Литературная отделка. Дима! При проверке, да и вообще, редактор должен быть телеграфистом, поэтом и критиком. Запомни это и приходи, если не хочешь порвать с журналистикой. До свидания. Жму руку. Марина»
Видимо, эта девочка не попала в ряды студентов–журфаковцев, во всяком случае, сразу после 10-го класса. А нам троим (смотри выше) повезло: в 1971 году редакция городской газеты дала нам направления для поступления на факультет журналистики УрГУ, что и определило нашу судьбу.
Дмитрий ЕФРЕМОВ, заслуженный работник печати и массовых коммуникаций Республики Башкортостан, выпускник 1971 года школы рабочих корреспондентов при газете «Тагильский рабочий».