Логотип Тагильский Рабочий

Россия устоит, если будет чтить своих мучеников

Биография Сергея Александровича Увицкого, уроженца Вятской губернии, связана с такими городами, как Казань, Могилев, Екатеринбург, Камышлов, Иркутск, с верхотурским селом Меркушино. Дольше всего, последние шесть лет, он служил в Нижнем Тагиле. Сначала во Введенской церкви, но ее отдали раскольникам-обновленцам. До 1935 года Советы поддерживали либеральное обновленчество, рассчитывая тем самым разрушить Патриаршую церковь. Но план практически не сработал, большинство верующих оставались преданными вере отцов и дедов, а цвет духовенства - арестованному патриарху Тихону. Тогда власти форсировали план уничтожения церквей и священников. Отец Сергий не шел на компромиссы с обновленцами, называя их «волками в овечьей шкуре». При этом он не был принципиальным противником советской власти, о чем заявлял письменно, находясь в тюрьме. Но власти видели в отце Сергии сильного противника: где бы он ни служил после 1917 года, там росло число прихожан, укреплялась вера, а в ответ ужесточались запреты и гонения.

Изображение Россия устоит, если будет чтить своих мучеников Скачать изображение в формате JPG

О значении духовного подвига новомучеников мы говорили с гостем редакции – протоиереем Илией Шапиро.
Настоятель Патриаршего подворья храма Живоначальной Троицы в селе Горетово Можайского района Московской области, руководитель группы «Мартиролог», лично знавший легендарного проповедника отца Димитрия Смирнова. Группа «Мартиролог» трудится над тем, чтобы в России не забывали пострадавших за веру, а о. Илья составляет тексты богослужений новомученикам.

Цельность - в верности

Наш гость похвалил тагильчан за все, что сделано для почитания Сергия Увицкого:

- Вы хорошо потрудились, чтоб явилось на свет это дивное Житие, которое не может не тронуть сердце. Мы видим образ идеального главы семьи, уникального педагога, замечательного проповедника и священника, который объединял людей не вокруг себя, а вокруг Христа.

- Отец Илия, что выделяет Сергия Увицкого среди тысяч репрессированных представителей духовенства? Ведь в Смутное время было немало пастырей, примкнувших к обновленчеству, порой неискренне, но тем самым они хотя бы на время избежали жестоких гонений и страданий для своих семей.

- Для отца Сергия, мне кажется, даже вопроса такого не стояло - отойти от святоотеческого православия: слишком высок был уровень любви и преданности Христу и по слову Христову - Святой Церкви. Главное в отце Сергии - это его цельность в верности. И проявляется она во всем: в необычайной истории их венчания с матушкой Павлой, в их страдальческом пути, в истории с его травмой тяжелейшей, где он непонятно как выжил, напоровшись на вилы… Та же цельность в верности является и в духе совершенной любви в семье, и в тяжелейших страданиях в лагере. За три месяца пребывания на Беломорканале он так изменился, что матушка не узнала мужа. Вот какая мера мучительства была там!

Отец Димитрий Смирнов, почивший в 2020 году, в последней своей проповеди о новомучениках сказал так: «Мы не пережили этого времени (эпохи репрессий. - Ред.), нам свободу от него даровали святые мученики. Поэтому Россия устоит в XXI веке только в том случае, если будет их чтить, если молитва к ним будет нашим ежедневным делом».

Всей душой - с нашими воинами

Говоря о мучениках за веру, отец Илия вспоминал героев-солдат, которые под долгими пытками не предавали веру и Отечество. О Жене Радионове, который в 1996-м не снял крест взамен на жизнь и обращение в мусульманство. И, конечно, о примерах самопожертвования и мужества на СВО:

- Не думать об этом каждый день в мирной жизни невозможно! Мы всей душой с нашими воинами. Друг нашей семьи - протоиерей Михаил Васильев, Герой России. Я учил его детей (легендарный «батюшка ВДВ» погиб на Донбассе 6.11.2022).

...Мальчик, которого вспоминаю чаще всего - Даниил Сухоруков (сержант, оператор аэроразведки с позывным «Карлсон» - служил сначала в ГРУ ВДВ, потом в «Ахмате». На его счету тысячи спасенных жизней мирных жителей и солдат. Награжден медалью «За отвагу», тремя орденами Мужества, последним – посмертно, в 22 года).

Даниил - один из десяти детей в православной московской семье. Три брата пошли на СВО. После гибели сына отец, кадровый офицер, с шунтами в сердце, тоже пошел на войну. Я благоговею пред этой семьей. Однако очень горько было узнать, что мама Даниила не встречала поддержки в родительском комитете школы.

До сих пор еще много разделений внутри общества. И в культурной области, и в области идеологических штампов. А вот эти разговоры «побыстрей бы все закончилось!» - они и в церковной среде тоже распространены. Воля Господа явилась, чтоб исправить нас. Если надо, то через страдания, уничижение. Такое понимание происходящего есть в определенной части общества, но эта часть слишком мала.

Это нужно живым

- Сегодня Собор, или Мартиролог православных новомучеников и исповедников, состоит из 1776 имен, большинство из них канонизировано в 2000 году. Хронология ведется по датам казни или смерти, с 1917 по 1972 годы. Здесь не только духовенство, царская семья, среди мучеников есть и миряне…

- Но какие это миряне! Псаломщик Степан Наливайко, медсестра Татьяна Гримблит, келейник святителя Афанасия Сахарова Георгий Седов - тот, что мощами лежит в Романове, в Воскресенском соборе на берегу Волги.

Есть люди, которые были рядом и разделили участь страдальцев, как доктор Боткин с семьей царя, и они не вошли в этот реестр. Но видимая задержка канонизации не нова. Сколько времени прошло до канонизации князя Владимира, лет 600? Хотя уже в «Повести временных лет» сказано, что мы не видели чудес при его погребении лишь по маловерию нашему.
Самое печальное, когда святой прославлен, но его никто не чтит, не вспоминает. Цель канонизации – чтобы был отклик у людей земных, ответное движение. Все это ради нас. А ТАМ они между собой не спорят!

У меня был такой случай. Трудился псаломщиком на службе общей памяти князей Александра Невского и сына его Даниила Московского и перепутал текст для хора: поставил стихиру не тому князю. Потом перед батюшкой повинился, что Евангелие читали Даниилу, а пели Александру. Он же отвечает: ничего, мол, «сын с отцом не поспорит!»

Один раз я был на Афоне, нас познакомили с пожилым монахом, наполовину греком. Известный профессор богословия, он решил последние годы провести на Святой горе. Когда говорили о новомучениках, он рыдал, и на вопрос, кого канонизировать, кого - нет, он ответил, что надо канонизировать всю русскую землю, она пережила неимоверные страдания. Дай Бог, чтоб у нас хотя бы в малой мере сформировалось такое отношение! Только там, где чтут мучеников, героев, начинается или продолжается, или цветет духовная жизнь.

За каждым именем, названным отцом Илией в беседе - удивительная личность, невероятная жизнь, вдохновенный пример, и каждый из нас может прочесть о них.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы