Первый поиск
Они давно знакомы, вместе играли в страйкбол в клубе «Скорпион».
- Все началось десять лет назад, когда друзья попросили помочь найти ушедшего из дома родственника. Потом к нам снова обратились знакомые: в лесу пропала бабушка, - рассказывает Игорь. - Мы тогда еще ничего не знали, не умели, не было понимания, как это делать правильно. Просто вставали цепью и шли.
Первые мысли о том, чтобы создать поисковый отряд, возникли после очередного поиска маленького мальчика. А уже в 2017 году, когда пропал хоккейный тренер Александр Чумарин, создали группу в соцсети, так как люди стали подходить, интересоваться – куда обращаться. Над названием особо не думали, потому что вся область знала ребят, как отряд «Скорпион».
Часто участвуя в различных поисках, ребята из «Скорпиона» подружились с «ЛизойАлерт», они всегда координировали поиски.
- Мы просто «горели» этой работой, рвались в бой – дайте нам задачу, мы найдем! – вспоминает Игорь. - Не то чтобы стремились успеть самыми первыми, нет. Нам хотелось именно отыскать человека: казалось, что вот сейчас зайдем в лес и сразу найдем. Это все, конечно, было бездумно, зачастую бесполезно и бестолково… Хорошо, что познакомились с «ЛизойАлерт», начали у них обучаться, плюс набирались опыта.
Коварный лес
Когда начинается ягодно-грибной сезон, у «Скорпионов» наступает горячая пора. Бывает, заявки о пропавших поступают каждые четыре часа. Пропадают и взрослые, и дети, даже совсем маленькие. Пенсионеры теряются часто из-за того, что переоценивают свою память.
- Он, когда молодой был, ездил в это место, и думает, что все там знает, - объясняет Игорь Гапонов. - А через много лет там деревья выросли, все изменилось, вот и заблудился.
Часто грибники не замечают, как наступает ночь. Бродят по лесу, увлеченные сбором грибов, а глаза подняли – уже стемнело. Куда идти, непонятно. В таких случаях важно сразу набрать 112, заявку тут же передадут всем спасательным службам, в том числе и отряду «Скорпион».
- Диспетчер соединяет нас с человеком, мы сразу спрашиваем: «Что вы видите вокруг?» - продолжает Игорь. – Тут важна любая мелочь: «Проходил реку, слева была обгоревшая поляна, справа гора, сейчас вижу большое сухое дерево». Для обычного человека это покажется незначительным, а для нас, поисковиков, - ориентиры, по которым мы сможем найти потерявшегося.
Участники отряда открывают карту, находят приметы и понимают, где может находиться пропавший. Важно, чтобы он оставался на месте, не пытаясь самостоятельно выбраться из леса.
- Если человек сидит там, откуда нам звонил, то поиски значительно упрощаются, - объясняют «скорпионы». – Мы находим нужный квадрат, едем на место, начинаем кричать, голос в лесу летит на два километра.
После того, как связались с поисковиками, необходимо сократить разговоры по телефону, чтобы не разрядился аккумулятор. А еще лучше отключить на время телефон.
Сейчас у отряда «Скорпион» стандартный поиск занимает в среднем четыре часа, включая дорогу до места.
- Когда заходишь в лес, уже опытным взглядом смотришь и понимаешь: «Так, реку он не перейдет, в гору не поднимется, значит, будет примерно здесь», - рассказывает Игорь Гапонов.
Но бывает так, что потерявшийся не хочет сидеть и ждать спасателей.
- Был случай: бегали за пропавшим больше двух суток, - вспоминают ребята. - Молодой мужчина решил, что сам сможет выйти из леса. Он позвонил, сказал, что устал ждать, комары закусали. Примерно через час после его звонка один из наших нашел его корзину. В итоге мужчина вышел, но потратил на это два дня.
Сложнее всего искать детей. Они боятся, у них шок, они начинают бегать, плакать, устают, прячутся. Могут так крепко уснуть, что не услышат, когда будут звать.
- Найти ребенка очень сложно: в этом случае сотни людей, максимальное количество, выходят на поиски, - объясняет Игорь. - Надо заглядывать под каждый куст, обследовать каждую кочку, каждую ямку… Зону поиска мы делим на квадраты и, когда выходим со своего участка, должны быть уверены на 100%, что за тобой ничего нет: ни сандалика, ни платочка. Поиск прошел – квадрат закрыт. Поэтому идешь медленно, внимательно смотришь.
Еще одна опасность – водоемы. Детей, словно магнитом, тянет к воде, они хотят пить, идут к реке или озеру и могут утонуть. Поэтому, когда отряд приезжает на поиски малышей, в первую очередь отправляется к реке.
- Вот пример: пришла заявка – пропал ребенок, возраст около пяти лет, из примет – желтая футболка, - рассказывает Сергей Гапонов. – Мальчик убежал от мамы в районе медколледжа. На улице лето, жара. Сразу одна из групп – на пляж: малыш уже там, в шортах купается. Хорошо, что наши ребята опытные, сразу заприметили футболку и начали спрашивать – чья? А ребенок уже в воде…
Главные правила
Прежде чем пойти в лес, обязательно расскажите соседям или родным, куда точно едете, когда вернетесь, за чем пошли: даже вид грибов может помочь – опытные поисковики знают, что в одном месте они растут, а в другом – нет. Самые тяжелые поиски, когда нет никаких данных о том, куда планировал пойти пропавший.
Возьмите с собой заряженный на 100% телефон и пауэрбанк (мобильное зарядное устройство). Пожилые люди часто оставляют мобильный дома, боясь потерять, в итоге теряются сами и остаются в лесу без связи.
Одежда может быть любой, удобной, какая вам нравится. Но сверху обязательно наденьте яркий легкий жилет: он не мешает движению, ничего не весит, но в нем вас будет видно за километр.
Если идете в лес с ребенком, берите два рюкзака и два телефона: себе и ему. В рюкзаке - вода, перекус. Но ни в коем случае не забирайте рюкзак у ребенка, если он устал его нести. Лучше остановитесь и отдохните.
Еще одна рекомендация: не стоит отпускать в лес детей с пожилыми людьми. Дедушке или бабушке может стать плохо, ребенок испугается, убежит. В итоге спасатели получат пострадавшего человека и пропавшего ребенка, которого найти в лесу очень сложно.
Участники отряда ездят по школам, проводят профилактические беседы со школьниками.
- Как-то раз спасли дедушку в Петрокаменском, он был в ярком жилете, - вспоминает Сергей Гапонов. - Оказывается, внучка заставила надеть: «А я вас, «скорпионов», знаю, внучка говорила, вы в школу приходили». Именно благодаря этому жилету мы заметили его практически с трассы.
Одна семья
Сейчас в отряде «Скорпион» больше 20 человек, часть ребят ушла на СВО. Те, кто остались, помогают своим бойцам на передовой. В основном «скорпионы» тратят на поиски все свободное время, хотя у каждого есть семья и основная работа. Среди поисковиков люди разных профессий – рабочие, руководители, врачи, менеджеры, предприниматели. На вопрос: «Где находите силы?» пожимают плечами.
- Конечно, сложно, - признаются ребята. – И морально тяжело, особенно детей искать, всегда есть страх не успеть… Физически тоже непросто: ты за несколько часов проходишь 10 км, утром встаешь – ноги болят, а тебе надо еще столько же пройти, потому что ты вчера человека не нашел. Или всю ночь искал, час поспал, утром на работу, а вечером возвращаешься на поиски.
Кстати, на поиски ребятам приходится тратить не только свое время, но и собственные средства, особенно много уходит на топливо.
- Оно сейчас дорожает, а у нас постоянные перемещения, - объясняет Игорь Гапонов. - Допустим, работаем в Лае, а перебрасываться надо куда-нибудь за Петрокаменское, в Мурзинку, например. Это 110 км, то есть отправиться должны две машины и квадроцикл. Человека нашли - прилетает новая заявка, например, из Синегорского…
Родные и близкие по-разному относятся к такому «увлечению». В основном поддерживают, хотя порой и высказывают недовольство. Жена одного из участников отряда каждый раз беззлобно ворчит на мужа: «Опять на свои поиски поехал!», при этом заботливо собирая в дорогу бутерброды.
Иногда в конце сезона возникают мысли бросить все. Но как только раздается команда «Внимание, отряд!», все снова собираются на поиски…
- Мы - как одна большая семья, - говорит Игорь. – От нас не уходят. А если и уходят, то по каким-то объективным причинам, в основном, из-за работы.
Порой случается перерыв, и поисков нет несколько недель. Но «скорпионы» все равно стараются встречаться, собираются после работы, общаются. Некоторые парни до сих пор играют в страйкбол, Игорь увлекся рыбалкой.
Есть в отряде и девушки, они в основном занимаются сбором информации, помогают с ориентировками. В отряд принимают и новых волонтеров, но для того, чтобы стать поисковиком, необходимо отходить сезон.
Во время разговора, не переставая восхищаться этими отважными мужчинами, спросила: «Почему стали поисковиками?»
- У любого спроси: для чего ты это делаешь? Никто не скажет однозначно. Мы едем на поиски не ради славы. Это просто необъяснимый зов, - признаются ребята.