Ирина Здобнякова обратилась в редакцию после того, как поняла: в управляющей компании их не слышат и не видят. Канализация течет второй год, здание пропиталось миазмами так, что разит за сто метров. В ванных на первом этаже стоит вода.
Ничем не лучше дорожная ситуация. Двухэтажка 1957 года постройки расположена в полутора метрах от довольно-таки интенсивного двустороннего движения. Нет ни перехода, ни тротуара, лишь прерывистая обочина, на нечетной стороне.
30 августа мы побывали на улице Республиканской,13, встретились с группой жителей. Специалисты УК по нашей просьбе приехали туда же. Но сначала о дороге.
За слепым поворотом
- Раньше дорога была грунтовая и односторонняя, машины не гоняли, – рассказали старожилы. - Лет 14 назад здесь разрешили двустороннее движение, асфальтировали и началось! Видите, вон ту кучу досок? Это бывшая хозяйственная будка при доме - в нее врезалась машина. Конечно, есть знак ограничения скорости до 40 км, и часть водителей притормаживает, пропускают нас. Но опасность велика: на перекрестке светофор, и многие лихорадочно к нему гонят, чтобы проскочить на зеленый.
- А вон там на повороте колодец выступающий, - указал на бугорок пенсионер Георгий.
- Как только по нему машина проезжает - дом ходуном. Зимой по ночам, когда грузовики со снегом на полигон идут, меня в кровати подбрасывает!
Дорога в полутора метрах от дома.
Жители сообщили, что вынуждены на страх и риск нарушать правила, ведь дорогу приходится пересекать на пути к остановке или к магазину.
- Лет восемь назад меня ударило машиной, - вспоминает Светлана. - Шла с работы зимой не по встречной стороне, потому что на правильном направлении слепой поворот и дорогу не видно. Обращалась в полицию, но что толку – сама же виновата! Альтернативный маршрут — это длинная и путанная петля назад, «огородами».
- Через автодорогу приходится ходить и жителям шести соседних многоквартирных домов - от них ведет тропа. В одном только нашем доме 11 детей, четверо из них инвалиды.
Ирина Здобнякова.
Еще в 2020 году Ирина Здобнякова направляла обращения в мэрию. Просила сделать «зебру» или искусственную неровность, про коварный колодец тоже писала:
- Аварийной ситуации нет - пояснило ГИБДД, администрация ответила, что нет технической возможности для организации перехода, так как он делается лишь при наличии тротуаров. Насчет колодца сообщили, что приведут в соответствие с требованиями. Там периодически латают что-то, но дом все равно вздрагивает. На словах, по телефону, все сочувствуют нашим проблемам, но в официальных ответах все выглядит иначе – короткие, бездушные. А ведь писала, как передвигаются по этой опасной дороге старики. Жили в доме почти всю жизнь два друга, обоим за 80, теперь умерли один за другим. Сердце кровью обливалось, глядя, как один с клюкой, другой на костылях по этой дороге двигались к магазину. Мы их жалели, упрашивали не ходить, сами покупали, что нужно…
Собрались не для скандала
Ирина Здобнякова переехала сюда из Верхней Салды пять лет назад. Местные неурядицы ей были в диковинку, вот и стала активно биться за перемены.
Светлана с мамой живут в доме с 1979 года. Говорят, что когда-то его называли «шоферским» - квартиры давали сотрудникам автобусного парка.
- В последние годы нас обслуживало предприятие «ГУК», пока не обанкротилось, - сообщила Светлана, - но аварийка на вызовы приезжала, ворчали, но канализацию прочищали. С новой компанией за два года отношения не сложились. Трубу не чистят, двор не убирают. Сами разгребаем снег, косим траву, цветы садим. Скамейку сделали. Но мы не все можем. На втором этаже электрощиток постоянно мигает и вырубается, так электриков можно дозваться только через МЧС.
Похожая ситуация в доме №5 на улице Всеобуча – жители подтянулись во двор к соседям:
- Электрика ждем второй месяц – у нас провода оголенные. То в отпуске, то «ждите», то вообще заявляют, что делать ничего не будут - денег на доме нет. Сотрудники, которые у нас изредка появлялись, жаловались, что им не платят, – возмущена Ирина Котова. У нее трое детей, она не раз ездила в офис управляющей на улицу Карла Маркса, демонстрировала фото текущих сверху нечистот. Кстати, Котова сама покрасила подъезд.
Ирина Котова.
Известно, что компании «Первый региональный оператор» проблемные старые дома достались в нагрузку к более выгодному жилфонду. Жилье, на работу с которым получены лицензии, разбросано по всему городу, а также в Кировграде и Нейворудянке.
Замечу, что в «ПРО» охотно приняли нашу идею обсудить проблемы дома на месте – они «как раз собирались выезжать на этот участок». Прибыли замдиректора по техническим вопросам Юрий Кристиан и начальник отдела эксплуатации Максим Масленников. Долго объяснялись с жителями, признали, что компания действительно плохо организовала обратную связь и техническое обслуживание. Оказалось, что буквально неделю назад с постыдным прошлым решили покончить, заняться кадрами.
Максим Масленников.
Максим Масленников успокоил: «Для ремонта канализации уже закуплены материалы, в ближайшие сутки начнут работы». Проведут и обследование домов для подготовки к отопительному сезону.
Учитывая, что в домах практически ничего не делали, кое-какие средства для текущих ремонтов быть должны. По словам собравшихся (и по данным фонда ГИС ЖКХ тоже), 10 квартир из 14 исправно оплачивают счета. Две квартиры нежилые, в том числе муниципальная. Подобный расклад и на Всеобуча, 5. Значит, «Чудес от нас ждать не надо…- поспешили оговориться коммунальщики, но женщины мгновенно парировали: «Мы чудес давно не ждем, мы ждем аварийку!»
Останки разбитой постройки.
Долгожданные гости из «ПРО», наверное, поняли, что на окраине города живут такие же люди, а не «отбросы общества», не люмпены, которым на все плевать. И отношение к их запросам должно быть адекватное.
Собственники решили выбрать Ирину Котову старшей по двум домам, чтобы более четко взаимодействовать с компанией. А поскольку руководители неоднократно ссылались на некомпетентность диспетчеров и дефицит дворников, предложили свои услуги. Почему бы и нет? Это оптимальный вариант для удаленного микрорайона.
P.S. Позже мы узнали, что в день нашей встречи стоками канализации затопило квартиру №1 – вода нашла выход. Ирина позвонила наследнице умершего дедушки:
– Внучка приехала, открыла дверь и заплакала от ужаса и бессилия. Слесари тоже приехали, утечку прекратили. Но кто теперь должен устранять последствия? Ведь их можно было избежать! Мы с октября прошлого года бьем тревогу по поводу канализации, неужели за все это время нельзя было принять меры?
Подождем делать окончательные выводы. Возможно, «ПРО» сумеет реабилитироваться не на словах, а на деле. Собственники, которые уже показали характер, в перспективе могут самоорганизоваться и нанять другую компанию. А вообще, есть резон создать в квартале многоквартирников небольшой ТОС – территориальное общественное самоуправление. Или войти в состав действующего ТОСа «Новокушвинский», объединившего жителей обширного частного сектора поселка. Это поможет эффективнее сотрудничать со всеми муниципальными структурами, с депутатами, получать реальную помощь.
Ирина ПЕТРОВА.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.