Андрей МАЛИНИН, председатель Нижнетагильского отделения ВООВ «Боевое братство»:
– Необходимо бороться с причиной того, почему происходят такие трагедии, а не со следствием. В первую очередь нужно работать с молодежью, а уже потом ставить заборы вокруг школ и детских садов, ужесточать условия выдачи оружия и так далее. Сегодня молодые люди предоставлены самим себе, оторваны от реальности. Важно честно говорить с ними о проблемах, уметь вести диалог, наставлять их на правильный путь. Этим должны заниматься именно мы, взрослые, а не блогеры и другие сомнительные личности, которых можно встретить в интернете.
Важно работать с учителями, доносить до них правила поведения в таких чрезвычайных ситуациях. Главное: услышав звуки стрельбы, необходимо сразу закрыть дверь в кабинет на замок и забаррикадироваться. Ни в коем случае не выходить в коридор и не разговаривать с преступником. Детей нужно спрятать в самый дальний угол класса, но не у окна. На телефонах необходимо включить бесшумный режим – звуков не должно быть никаких. Пересидите! Нельзя открывать дверь никому, даже если с той стороны человек представился полицейским. Когда вы услышите детские голоса снаружи, увидите, что классы эвакуируют на улицу, тогда можно выходить. Если есть возможность эвакуироваться с 1-2 этажа, необходимо двигаться гуськом вдоль здания до ближайшего угла, чтобы детей не было видно из окон школы. Затем необходимо бежать за территорию учебного учреждения, там безопасно.
Диана СТРУКОВА.
Дмитрий ВИНОКУРОВ, директор центра семейной терапии и консультирования, врач-психотерапевт высшей категории, врач-психиатр, семейный психотерапевт:
- Случаи со стрельбой в школах - это драматические истории, и, к сожалению, они повторяются. Это означает, что необходимо включать в школьные программы и подготовку педагогов занятия по безопасности детей, изучение правил поведения при возникновении таких ситуаций. Хорошо бы привлечь для таких тренингов специалистов из МЧС, правоохранительных органов.
На практике большинство родителей не умеют поддерживать свое эмоциональное равновесие. Нас ведь этому нигде и никто не учил. Это по-человечески понятные эмоции в таких критических ситуациях...
Проблема не в эмоциях, а в отсутствии знаний и навыков безопасного поведения. Им нужно обучать всех – и взрослых, и только начинающих жить. С детьми можно и нужно говорить на любые сложные темы. Важно только учитывать возраст, понимать, что и зачем вы хотите рассказать – про террористов, преступников, плохих людей, зависимости. Подбирать понятные слова и образы. Детям важно, чтобы находящиеся рядом с ними взрослые были уверены в себе, открыты для разговора, готовы ответить на волнующие малышей и подростков вопросы.
Очень плохо, если родители или учителя отмахиваются от обращений несовершеннолетних либо из-за занятости, либо по причине своих комплексов. Пытаются сказать неправду. Дети это обычно чувствуют и еще больше начинают тревожиться. Также важна интонация, с которой взрослые будут говорить. Если взрослый скажет ребенку: «Все хорошо!», но при этом голос у него растерянный и дрожит от страха, то и школьник испугается.
Что минимально можно сделать, если тревожно вокруг?
Для детей в стрессовых ситуациях важно сохранять привычный распорядок дня, привычные занятия. Не следует отменять прогулку или совместный поход в магазин только потому, что взрослые встревожены и с утра до вечера обсуждают новости из телевизора.
Важно убедиться в том, что ваш сын или дочь владеют необходимыми навыками и знаниями о безопасном поведении в различных социальных ситуациях.
К примеру, каждый ребенок должен знать путь эвакуации из своего класса в случае задымления, пожара или каких- то других ЧС – обсудите это, пройдите вместе по эвакуационным направлениям. Узнайте у преподавателей, делают ли подобное?
Ребенок должен наизусть запомнить телефон родителей, чтобы в критической ситуации суметь позвонить им не только со своего аппарата, но и с любого другого, в том числе стационарного, спросить совета или попросить о помощи.
Сейчас многие специалисты разработали специальные программы тренингов по навыкам безопасности детей – проверьте, проходил ли ребенок в школе такие тренинги.
В 2020-2021 годах в нашем центре семейной терапии и консультирования мы реализовали проект «Навыки безопасности» - там много говорили про это. И «Тагильский рабочий» рассказывал о нас. Есть вебинары для родителей на тему «Как поддержать ребенка в критической ситуации». Планируем их повторять. Еще в планах по заказам родителей и школьных классов проводить для детей игровые тренинги по навыкам безопасности.
Анжела ГОЛУБЧИКОВА.