История «черной пятницы» такова. Придумали ее в США. Предрождественские распродажи там проводились еще в XIX веке, однако в современном виде оформились значительно позже – в середине XX. Есть две версии происхождения названия акции. Первая гласит, что термин BlackFriday возник в Филадельфии, жители которой были недовольны скоплениями автомобилей у магазинов, устраивающих распродажи. Улицы становились буквально «черными» и беспросветными из-за подобных пробок. Вторая версия имеет более позитивный смысл и отсылает к идиоме intheblack: она означает «положительный баланс», то есть высокую прибыль.
Как ожидается, «черная пятница» в России в этом году продлится три дня и охватит как офлайн-магазины, так и интернет-ритейлеры. В первом случае придется самостоятельно отправиться в торговые центры, охотясь за нужным товаром. Во втором – проще воспользоваться сайтами-агрегаторами, где на одной площадке собраны все предложения онлайн-магазинов.
А как относится к покупательскому ажиотажу в дни больших скидок руководитель консультационного пункта по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского территориального отдела Роспотребнадзора Александр Башкиров?
- Всем известно, что никто себе в убыток ничего продавать не будет, - говорит Александр Александрович. – Перед глазами стоит картинка: в одном из крупных дискаунтеров меняют наклейки с ценами. Ценник до акции был, условно говоря, 100 рублей, перед самой акцией его поменяли на 200 рублей, а потом сверху наклеили третий ценник – якобы со скидкой «черной пятницы», как вы догадались - с теми же 100 рублями. Продавец даже не стал утруждать себя убирать старые наклейки, шлепал ценники друг на друга. Считаю это умышленным действием.
Не верю в эти «акционные подарки». Возможно, в Америке, откуда берет начало «черная пятница», потребительское сообщество более развито, чем у нас. А в России в основном предприниматели на акциях пытаются в первую очередь заработать. Конечно, есть и добросовестные продавцы, не спорю.
Люди все равно будут участвовать в распродажах, потому что впереди Новый год, Рождество, а традицию дарить подарки никто не отменял. Думаю, ноябрьская акция именно с этими праздниками связана. Не объявляют же «черную пятницу», например, в июле? Или в марте – накануне Дня защиты прав потребителей?
Не согласиться с Александром Башкировым нельзя. Покупали, покупаем и будем покупать. Только делать это надо с умом. Вот несколько советов от главного тагильского консультанта в сфере защиты прав потребителей.
Например, планирование покупок за один или даже несколько месяцев – это большое подспорье в период ноябрьских распродаж. Можно заранее составить список товаров и время от времени возвращаться к нему, чтобы отслеживать колебания цен. Так вы легко сможете заметить, если продавец искусственно завысит стоимость накануне акции. Помогут в этом деле различные программы и приложения для компьютера или телефона, которые будут за вас следить за ценами выбранных товаров.
Также следует остерегаться ложных сайтов, которые непременно в этот период обнаружатся. И, конечно же, действовать с осторожностью. Сегодня продавцы должны предоставлять данные о себе, в том числе электронный адрес. Когда есть адрес, телефоны, если позвонили – вам ответили, и все совпадает, не грех посмотреть еще и ИНН, зайти на сайт налоговой, проверить, этот ли человек там заявлен. Потому что бывают такие ситуации, когда заявлен Иванов, а по ИНН видишь Петрова. Это должно насторожить.
Следующий момент. На сегодняшний день правила обязывают предоставлять чеки в электронном виде. Такие чеки, к примеру, предоставляют РЖД, авиакомпании и так далее.
Или такой нюанс. Не следует забывать, что оплачивать товар можно наличными, банковской картой, курьеру и так далее. А когда только привязка к одной карточке, это должно быть звоночком для того, чтобы воздержаться от подобного рода сделки. Потребитель имеет право выбора. Это требование закона.
И еще советы от бывалых шопоголиков. «Черная пятница» вызывает повышенный ажиотаж покупателей, и самые интересные товары часто раскупают в первые же часы после старта акции. Поэтому надо стараться не откладывать шопинг на последний день распродажи: высока вероятность, что к тому моменту покупать будет уже нечего.
Даже если нужный вам товар увели прямо из-под носа, не стоит огорчаться раньше времени и брать его же по полной стоимости. Впереди целый сезон распродаж: новогодние, рождественские, зимние, а также январская акция «киберпонедельник» - онлайн-аналог «черной пятницы».
В общем, чтобы сохранить нервы и деньги во время всеобщей распродажной лихорадки, не потратив всю зарплату на ненужные, зато дешевые вещи, стоит воспользоваться нашими рекомендациями. Ведь так легко потерять голову в окружении вывесок «скидки до 90%».
Елена РАДЧЕНКО.