Логотип Тагильский Рабочий

Стальное сердце с лирической ноткой

Вот и завершился фестиваль, такой долгожданный, яркий, непредсказуемый. Благодаря которому в течение недели Нижний Тагил называли театральной столицей страны и буквально захваливали за гостеприимство, теплый прием, насыщенную экскурсионную программу… XIX фестиваль театров малых городов России, организованный Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные Инициативы», собрал 16 творческих коллективов из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и Якутии, Пермского, Красноярского, Хабаровского и Приморского краев, Свердловской, Кемеровской, Самарской и Волгоградской областей. Нижний Тагил представил вниманию гостей и жюри спектакль драматического театра «Пегий пес, бегущий краем моря».

Изображение Стальное сердце с лирической ноткой Скачать изображение в формате JPG

Про черный хлеб и сладкие булочки

С 29 мая по 5 июня в Нижнетагильском драматическом театре и во Дворце культуры «Юбилейный» проходили фестивальные показы спектаклей. Кроме того, участники фестиваля посещали специальные киносеансы некоммерческого кино и многочисленные тренинги: «Востребованность в профессии и совладание со стрессом», «Работа актера на камеру в театральных постановках», «Сценическое фехтование», «Сценический бой без оружия, трюковая пластика», «Как проходить кастинги», «Виртуальная сцена», «Обрети свой голос на сцене и в этом мире»…

Большой образовательной программой восхищались все. Здесь были и теоретические, и практические занятия, разговор шел и о том, где взять деньги на постановку спектакля, и как из ничего сделать декорации и костюмы. Правда, понятие «ничего» у столичных и провинциальных художников отличалось.

Из 16 фестивальных спектаклей посмотреть все удалось, наверное, только жюри. Например, зал для «малой формы» в «Юбилейном» физически не мог вместить всех желающих. А когда спектакль играли в гардеробе, то изначально было предусмотрено только около полусотни мест, поэтому самые настойчивые зрители сидели на подушках на полу или просто стояли в проходе. И, конечно, все с интересом ждали, что скажут театральные критики во главе с Олегом Лоевским.

Да, споры были бурные, так как мнения не совпадали. Про один и тот же спектакль говорили: «Из ничего не выйдет ничего», «Все свалено в кучу, хотя артисты хорошо играют», «Ничего серьезного, но и ничего ужасающего», «Прекрасно показана воспаленность театром и потерянность»…

Неоднократно режиссеров ругали за то, что те не сумели поработать с прозой как со сценическим текстом, предлагали воспользоваться открытиями, сделанными еще во времена Немировича-Данченко, а потом - в театре Товстоногова и на Таганке. Критики уверяли: сейчас уже нельзя ставить так, чтобы человек вышел на сцену и долго что-то рассказывал. И в качестве современного удачного примера приводили Альметьевский театр, который филигранно работает даже с тяжелой прозой. И именно он в итоге стал победителем среди спектаклей большой формы, а его представители, не скрывая гордости, рассказали, что участвуют в фестивале уже седьмой раз и это их четвертая победа.

«Страсти по Фоме» Театра Наций на тагильской сцене. ФОТО VK.COM/FTMA2022.
 
«Страсти по Фоме» Театра Наций на тагильской сцене. ФОТО VK.COM/FTMA2022.

Председатель жюри заслуженный деятель искусств Николай Коляда во время обсуждения высказывался откровенно, иногда даже жестко, но и чужое мнение всегда принимал, приговаривая: «Кто-то любит блины, а кто-то - попову дочку». И предлагал подумать над тем, что – «есть черный хлеб и есть сладкие булочки». «Черный хлеб» - это те спектакли, которые в театрах играют много лет, они нравятся зрителю и простая публика от них в восторге, плачет и умиляется. А вот на фестиваль театры везут в основном «сладкие булочки». Для себя Николай Коляда на этом фестивале выделил спектакли: «Бегущий за ветром», «Беги, Серый!», «Озор» и «Конь с розовой гривой».

И, возможно, это просто совпадение, но так получилось, что из 16 фестивальных спектаклей три были созданы в творческих лабораториях, призванных помогать театрам малых городов создавать свои современные и актуальные постановки, а в итоге ни один из них не был отмечен критиками. Зато в числе лауреатов оказались спектакли, созданные по мотивам классических произведений Шварца, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Толстого, Астафьева. И во время награждения часто звучало пояснение – за искренность.

«У вас чудесный город»

Но гости города смотрели в эти дни не только спектакли. Тагильчане постарались подготовить для них максимально насыщенную культурную программу, показав все достопримечательности города, в том числе Лисью гору, музей-завод, музеи бронетанковой техники УВЗ, ЕВРАЗ НТМК и многое другое.

К примеру, в музее изобразительных искусств одновременно могли гулять сразу несколько групп: одни слушали рассказ о создании парка советской скульптуры, другие знакомились с шедеврами русского зала, третьи пытались понять, почему картина знаменитого художника Рафаэля Санти называется «Тагильская мадонна».

Для представителей жюри и оргкомитета фестиваля экскурсию проводила директор музея Марина Агеева. И не все столичные гости смогли скрыть удивление, поняв, что видят на стенах провинциального музея «малого города» произведения Айвазовского, Репина, Крамского, Коровина… Да и действующий концертный орган они не ожидали здесь увидеть. Многих впечатлил рассказ у портрета Прокофия Демидова о том, что представитель династии уральских горнозаводчиков был поклонником садоводчества и основателем их Нескучного сада в Москве.

Вызвала интерес у гостей и история уничтоженных храма и усыпальницы Демидовых на том месте, где сейчас стоит дворец «Юбилейный», в котором они каждый день смотрели и обсуждали спектакли, не подозревая об истории этого места.

На вопрос «ТР» о том, каким ей запомнится наш город, член жюри народная артистка России Ольга Остроумова ответила так:

- Нижний Тагил мне очень понравился, просто прелестный город, замечательный. И этот красивый пруд посреди города так его украшает. И видно церковь Александра Невского, где мы были, и Лисью гору. Несмотря на то, что это могучий рабочий город, пруд создает какуюто курортную атмосферу. Все было замечательно. У вас чудесный красивый город.

Театральный праздник

На закрытие фестиваля приехал художественный руководитель Театра Наций народный артист России Евгений Миронов. Он известен широкой публике по фильмам: «Жена керосинщика», «Любовь», «Анкор, еще анкор!», «Лимита», «Мусульманин», «Ревизор», «Мама», «В августе 44-го», «Идиот», «Побег», «В круге первом», «Охота на пиранью», «Апостол», «Охотники за бриллиантами», «Пепел», «Время первых», «Матильда»… А список его наград занимает полстраницы: две Государственные премии РФ, ордена Почета и «За заслуги перед Отечеством», по три кинопремии «Ника» и «Золотой орел» за лучшую мужскую роль, премии «Кинотавр», имени Андрея Миронова, Олега Янковского, Чарли Чаплина, Александра Солженицына, международная театральная премия Станиславского…

Лучший спектакль большой формы - «Бегущий за ветром». ФОТО ALMETTEATR.RU.
 
Лучший спектакль большой формы - «Бегущий за ветром». ФОТО ALMETTEATR.RU.

- Уровень фестиваля достаточно высокий, что меня очень радует, - отметил Евгений Миронов. - Доволен тем, какая обширная здесь география. И хотя, с одной стороны - огорчает, что на фестиваль часто приезжают одни и те же коллективы, а хотелось бы увидеть больше разных городов. Но с другой стороны - тут конкурс, есть экспертный совет, который отбирает работы. И значит те театры, которые хотят попасть в список фестиваля, должны понимать, что это - борьба. Мы увеличиваем образовательную программу, каждый раз она все больше и больше, потому что на это есть запросы от театров.

Каждый день был на связи с жюри. Очень важно, что актеры и режиссеры смотрели спектакли друг друга, обсуждали. И для зрителя это важно: на этих профессиональных обсуждениях оставалось ползала, им это было интересно. Место, куда на неделю приезжает фестиваль, всегда становится театральной столицей, а все его участники - звездами. Этот фестиваль совпал с 300-летием Нижнего Тагила, поэтому праздник стал всеобщим. Хочу поблагодарить Свердловскую область и Нижний Тагил за такой теплый прием. Мне рассказывали, что так, как принимали фестиваль здесь, нас еще не принимали нигде.

Впереди у нас XX юбилейный фестиваль. Очень бы хотелось, чтобы образовательная программа стала еще больше. Но многие режиссеры и педагоги сильно заняты и не могут приехать на неделю в другой город, поэтому мое предложение - провести XX фестиваль в Москве, где больше возможностей пригласить выдающихся специалистов во всех областях и провести серьезную рабочую неделю.

Ценность общения

В последний день фестиваля для его участников были подготовлены концертная программа солистов театра музыкальной комедии Екатеринбурга и торжественная церемония закрытия. Огромный зал Нижнетагильской филармонии был полон, и чувствовалось, что здесь собрались единомышленники, умеющие принимать победы и поражения, а главное – радоваться за коллег.

Стальное сердце с лирической ноткой, изображение №3
 

Театральные критики со сцены признавались, что уезжают с огромным впечатлением, осознанием того, какие важные темы здесь обсуждались и какую ценность в наше время имеет человеческое общение. А награждаемые артисты внезапно смущались, теряли дар речи и могли сказать только «Ура!»

Министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина высказала уверенность в том, что театральный праздник удался, и его участники разъезжаются с новыми идеями. Глава города Владислав Пинаев подчеркнул:

- Нижний Тагил всегда ассоциировался с промышленным центром. Это действительно стальное сердце Российской Федерации, танкоград. Но на неделю он стал культурной столицей. Хочу сказать слова огромной благодарности за то, что именно наш город был выбран для проведения XIX фестиваля театров малых городов. Это большое событие для нас и всей Свердловской области. Наш зритель благодарен за спектакли, за впечатления. Приезжайте к нам еще, мы всегда будем рады.

Мэр подарил в качестве спецприза театру из Новокуйбышевска поднос с тагильской лаковой росписью.

Спектакли «Бегущий за ветром» и «Озор», ставшие победителями, будут представлены в Москве. А тагильчане весь июнь продолжат ходить в театр, ведь у нас в городе начались гастроли.

 

Людмила ПОГОДИНА.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы