Определяем вид
Законом «О защите прав потребителей» установлено несколько видов продаж. Например, если вы пришли в магазин и можете лицезреть объект ваших мечтаний и даже прикоснуться к нему – это продажа по образцу, а есть продажа без образца, т.е. когда у вас нет возможности потрогать такой желаемый красный диванчик в гостиную – это дистанционная торговля, которая предусматривает выбор товаров все в том же магазине, только по каталогу (фотоснимкам, буклетам и др.)
Еще один вид продажи - через интернет-магазин, когда можно оформить покупку нажатием одной лишь кнопки «купить». Но не путать с маркетплейсами, где его хозяин (агрегатор) - один человек, а продавцов много. Таким образом, где бы потребитель не совершил покупку мебели, продавец должен заключить с ним договор купли-продажи.
Вместе с тем, законодателем предусмотрена не только продажа готовой мебели, но и ее изготовление под заказ, в зависимости от пожеланий потребителя. Однако нередки случаи, когда потребителю при заключении договора на изготовление мебели выдают договор купли-продажи. В чем подвох? Некоторые недобросовестные изготовители мебели с целью уменьшения ответственности перед потребителем выдают себя за продавцов, предлагая подписать договор купли-продажи, при этом утверждая, что изготовлением выбранной мебели занимается, например, завод, в то время как это делает продавец, он же изготовитель. Подобная подмена понятий влечет определенные последствия как для изготовителя (продавца), так и потребителя.
Зачастую потребители, ставшие жертвами уловок недобросовестных продавцов и изготовителей, не понимают важности значения слов на бумаге, а ведь именно такая мелочь может обезопасить потребителя от дальнейших споров, в том числе в суде. В случаях, когда все-таки имеется очевидная задержка (доставки или изготовления) долгожданной мебели, а срок в договоре не указан, необходимо установить срок для продавца и для изготовителя согласно Закону о защите прав потребителей. Нет срока – нет нарушения.
Ищем знак
А как же качество, спросит читатель, кто ответит за качество мебели, когда ее наконец-то передадут потребителю в срок? Хороший вопрос. За качество мебели отвечают как продавец, так и изготовитель, как можно понять, в зависимости от договора купли-продажи или изготовления мебели. Кроме этого помогает добросовестным продавцам и изготовителям в этом ряд требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности мебельной продукции».
В соответствии с Законом о защите прав потребителей и ТР ТС информация для потребителя предоставляется в виде маркировки, инструкции по эксплуатации и инструкции по сборке в случае, если мебель поставляется в разобранном виде. Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к мебельному изделию, поставляемому в собранном виде. Изделия, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировку с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение проставляется изготовителем или продавцом во время продажи мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке. Маркировка на мебель в разобранном виде также наносится на упаковку.
Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом. Маркировка должна быть четкой и содержать следующие сведения:
- наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению;
- товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии);
- наименование страны-изготовителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- дату изготовления;
- гарантийный срок;
- срок службы, установленный изготовителем;
- единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза наносится на маркировочный ярлык (этикетку), размещенный на несъемной части каждого мебельного изделия. Не допускается нанесение единого знака на поверхность выдвижных ящиков, переставных полок и других деталей, в том числе комплектующих изделий, которые могут быть заменены. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится также на прилагаемых к мебельной продукции сопроводительных документах, товарно-транспортных накладных. Потребитель вправе предъявить предусмотренные Законом о защите прав потребителей требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. В случаях возникновения недостатков выполненной работы по изготовлению мебели потребитель может предъявить требования к исполнителю как после приемки работы, так и в ходе ее выполнения в течение гарантийных сроков. Поэтому, приобретая мебель, необходимо обратить внимание одинаково как на товар (образец или картинку), так и на договор, подпись в котором мы собираемся поставить.
В том случае, если покупатель считает, что его права нарушены, а заявленные потребителем требования продавцу (изготовителю) не удовлетворены в добровольном (досудебном) порядке, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.
При возникновении вопросов специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят бесплатные юридические консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.)
Подготовила Елена РАДЧЕНКО.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПЕТРА УПОРОВА.