Комментирует медицинский психолог филиала Свердловской областной клинической психиатрической больницы, клиники неврозов «Сосновый бор» Никита РОМАНОВ:
- Если результаты экзаменов не соответствуют ожиданиям выпускника, то он может столкнуться с огромным количеством сложных и неприятных чувств: гнев, страх, печаль.
Добавьте к этому пошатнувшуюся самооценку, сильное чувство вины (что очень часто подкрепляется родителями) и ощущение пустоты на фоне рухнувших надежд.
В итоге имеем глубочайшую рану в психике ребенка.
Обязательно поддержите его. Старайтесь избегать резкой и негативной критики. Продемонстрируйте свою безусловную любовь и принятие. Вы расстроены из-за низкой оценки, но это лишь ваши ожидания и ребенок не обязан их оправдывать. Его переживания и система ценностей важны ничуть не меньше, чем ваши. Больше обращайте внимание на свои чувства и озвучивайте именно их, вне деструктивного «тыканья».
Чаще разговаривайте с подростком. Пусть он поделится своими мыслями на тему ЕГЭ, а вы - своими. Безопасно друг для друга отрегулируйте гнев и проанализируйте страх. Ситуация позади, и мы можем скатиться в конфликт, агрессию и депрессию. А можем извлечь невероятно ценный опыт, проанализировать направления роста и прокачать их.
В спокойной обстановке, без истерик составьте с ребенком подробный план того, как пошагово (с вашей поддержкой) он залечит эмоциональные раны и качественно подготовится к последующим этапам жизни. Обязательно учтите сильные стороны подростка, их, несомненно, много.
Расскажите сыну или дочери, что помогает достичь успеха в будущем, независимо от результатов экзаменов. Например, самодисциплина и умение организовывать себя. Это не про 300 отжиманий утром и ежедневную чистку зубов вечером. Это больше про умение выстраивать приоритеты (что первостепенно, а что можно отложить), режим как труда, так и отдыха, осознание личных эмоций, целей и желаний.
Затем внутренний баланс и гармония без перегибов в ту или иную сторону. Принятие своих как «позитивных», так и «негативных» качеств. Любая крайность опасна категоричностью. Нужно уметь переключаться: где-то подурачиться, где-то ответственно подойти к решению проблемы, где-то быть сильным, а где-то - слабым.
Учите детей быть собой. Если цели не разрушают вас, не вредят окружающим и не противоречат Уголовному кодексу РФ, то все они хорошие. Социум в лице родственников, друзей, одноклассников, коллег, да и мира в целом может диктовать свои правила, навязывая вам шаблоны из категории «ты должен быть таким». Но лишь вы знаете, что для вас важно и что сделает вашу жизнь ярче. Тогда будет стимул развиваться.